В результате войн, которые Рим вёл постоянно, большое количество пленников превращалось в рабов. Ограбление провинций также давало множество невольников. Пираты часто захватывали людей и продавали их в рабство. Частично рабов растили в домах рабовладельцев – это дети рабов и рабынь. Такие рабы ценились дорого, так как были послушными и воспитанными. Труд невольников был очень тяжелым. Рабы считались говорящими орудиями труда. Этим они и отличались от немых орудий труда или рыкающих – волов, мулов, быков. Отношение к рабам было самое жестокое: побои, голод, изнурительный труд. Многие рабы содержались прикованными цепями, с колодками или ошейниками. Они не имели имен, а назывались кличками. Такое положение рабов вынуждало их вести борьбу с рабовладельцами. Эта борьба приобретала разные формы: неповиновение хозяину, порча орудий труда, побеги, заговоры. Самой высшей формой борьбы были восстания.
Особенно тяжелым было положение рабов гладиаторов, которых называли смертниками. Они должны были для потехи римлян участвовать в гладиаторских боях. Для подобных массовых зрелищ в Древнем Риме строили амфитеатры. Они представляли собой театры без крыши. Места для зрителей в них располагались ступенеобразно вокруг круглой или овальной сцены. Примером древнеримского амфитеатра является Колизей.
Тяжелое положение гладиаторов привело к заговору. Он возник в 74 г. до н. э. в школе гладиаторов города Капуи. Рабы тайно готовились к восстанию, но заговор был раскрыт. Несколько десятков заговорщиков убежали из Капуи и спрятались на вершине потухшего вулкана Везувий. Восставшие избрали своим руководителем Спартака, который, попав в плен к римлянам, был отдан в школу гладиаторов, так как выделялся необычной силой, смелостью, сообразительностью и красотой.
Спартак (около 110–71 гг. до н. э.)
Римский отряд, посланный к Везувию, блокировал гору-вулкан. Римляне надеялись, что голод заставит повстанцев сдаться. Рабы же ночью на сплетенных из лозы дикого винограда лестницах спустились вниз через жерло бывшего кратера вулкана, неожиданно напали и полностью разгромили римлян.
Сенат отправил против Спартака новое войско – около 2 легионов во главе с Публием Варинием. Вариний почти замкнул клещи вокруг войска Спартака, но он смог выбраться благодаря хитрости. Спартак привязал тела павших в разных позах в разных местах лагеря, чтобы они изображали гладиаторов. Ночью восставшие тихо ушли, оставив трубача, который подавал сигнал. Только утром Вариний понял, что его обманули, и бросился в погоню. Он совершил ошибку – разделил своё войско на две части, которые Спартак разбил по отдельности. Назначенный Варинием командир части отряда настолько не верил в силы Спартака, что во время нападения восставших мылся в бане. Вариний бежал, оставив восставшим своего коня и знаки преторского достоинства.
Объяснение:
на самом деле там история очень большая,но это в крации.надеюсь
Вели́ка королі́вська ра́да — один із центральних органів влади у середньовічних монархіях Європи, що являв собою збори представників вищої аристократії й духовенства, які скликав король для вирішення найважливіших питань державного управління. Велика королівська рада у більшості країн була попередницею парламенту, однак мала, в основному, лише нарадові функції. Цей орган представляв інтереси панівних соціальних шарів і забезпечував королю підтримку політичної еліти країни.
На ранніх етапах розвитку цієї інституції Велика королівська рада була розширеним варіантом королівської курії (лат. Curia regis) та для її найменування середньовічні хроністи також застосовували назву курія чи генеральна курія. Головними характеристиками, що відрізняли Велику раду від королівської курії у вузькому сенсі (королівського двору, малої ради), є її представницький склад (вся вища аристократія держави), епізодичність скликання, нечіткість і нарадовий характер функцій й особлива сфера компетенції, що включала найбільш глобальні державні питання.
Самым видным представителем этого религиозного и национального возрождения Чехии был Ян Гус (1369–1415). Он происходил из крестьянской семьи и провел раннюю молодость в юго-западном углу Чехии, где жили рядом и чехи, и немцы, и между обеими народностями происходили постоянные распри. Окончив курс в пражском университете, Гус сделался священником и проповедником в Вифлеемской часовне в Праге, нарочно основанной для чешской проповеди. Вместе с тем он занял и место профессора в университете, где очень скоро выдвинулся и был ректором, ставь во главе чешской партии, как раз в то время, когда еще там шла борьба между «нациями». Поучения и лекции Яна Гуса пользовались большим успехом у слушателей. Проповедуя в Вифлеемской часовне для простого народа, он, кроме того, выступал проповедником и при королевском дворе, и на съездах чешского духовенства. В своих богословских занятиях он стоял сначала на строго католической точке зрения, но мало-помалу стал усваивать некоторые взгляды Уиклифа, сочинения которого около 1400 г. очень распространились среди магистров пражского университета. Гус не разделял воззрений Уиклифа, касавшихся, напр., евхаристии, но вместе с английским реформатором он думал, что священное писание есть единственный источник веры. Когда часть пражского духовенства начала обвинять учение Уиклифа в ереси, был устроен диспут, на котором Гус доказывал, что многие положения английского богослова прямо передавались неверно его противниками. Это произвело неприятное впечатление на архиепископа, а ему жаловались на Гуса еще и многие священники, которых Ян Гус порицал за то, что они с бедных брали деньги при совершении для них треб. Архиепископ лишил его звания проповедника на съездах духовенства·, потом ему было запрещено и священствовать. Между тем сочинения Уиклифа были осуждены церковною властью, но пражский университет протестовал против этого, доказывая неправильность многих мотивов такой меры. За такую защиту Уиклифа Гус был отлучен от церкви и вызван в Рим к ответу, и только заступничество короля (Вацлава), любившего Яна Гуса, пока его от преследования. Это случилось уже тогда, когда великий раскол осложнился появлением третьего папы. Один из споривших за власть пап (Иоанн XXIII) объявил против теснившего его короля неаполитанского крестовый поход с отпущением грехов всем, кто будет содействовать папству. Гус выступил против папской буллы об индульгенциях на диспуте, где оспаривал их законность и доказывал вред от них для нравственности. То же самое говорил он и в своих проповедях в Вифлеемской часовне. Главные свои доказательства он заимствовал при этом прямо из сочинений Уиклифа. На сторону Яна Гуса стали и студенты, и многие горожане. В Праге начались волнения; папская булла была сожжена; три ремесленника, кричавшие в церкви, что папская булла – один обман, были казнены; над Прагою был объявлен интердикт. Мало-помалу народное брожение стало распространяться и вне чешской столицы. По желанию короля Гус должен был оставить Прагу, но это только дало ему возможность проповедовать и в других местах Чехии. Тогда же он написал сочинение «О церкви», заимствовав основные его взгляды опять‑таки у Уиклифа. Шум, который произвели пражские события, распространился далеко за пределы Чехии, и брат чешского короля Сигизмунд, бывший тогда императором в Германии и вместе с тем наследником чешского престола, нашел нужным вмешаться в это дело, созвав собор, на который явился бы и Гус.
Подробнее - на -
Объяснение: