Византийские историки объясняли ход истории четырьмя вескими причинами: 1) Судьба, рок (античная традиция) 2) Случай (индетерминизм, анархизм и прочие виды непонимания случайности) 3) Божественный случай и провиденье (если историк убежденный христианин) 4) Личное проведенье (такой талант приписывали удачным и успешным политикам, т.е. попытки понять влияние отдельного человека на ход истории имели место быть и основание присутствовать). Античные и ранневизантийские историки объясняли ход исторического процесса провидением и судьбой. С утверждением христианства в качестве господствующей идеологии, в трудах церковных историков и хронистов Византии весь ход мировой истории объясняется Божьим промыслом, все события оцениваются лишь с точки зрения божественной целесообразности.
Типы оседлостей, созданные варварами, чрезвычайно разнообразны. Помимо отдельно го двор а, развившегося впоследствии в поместье, в общей массе деревенских поселений выделяются четыре типа. Кучевая деревня, расположение домов которой являло собой полный беспорядок, отразившийся на всегда случайном направлении улиц или просто проходов между домами; те.из них, которые не заканчивались тупиками, выходили дорогами в окружающее поле. Круглая деревня, дома которой размещались вокруг центральной площади, а дороги расходились лучеобразно (план «круглой деревни» лег в основу планов большинства средневековых городов). Деревня продольная (или деревня — «порядок»), в которой дома вытягивались одним рядом вдоль реки, по самому ее берегу или по склону долины, причем такое расположение создавало одну, параллельную реке, дорогу. Деревня-улица с домами, обращенным фасадами друг на друга вдоль одной или двух пересекающихся дорог, на перекрестке которых получалась площадь. В отношении городов надо различать два вида: Римские города, образовавшиеся из римских военных поселений или из лагерей легионов, Города варварских народов, возникавшие по мере перехода от замкнутого хозяйства в поместье к торговым отношениям в городе и образовавшиеся либо из уже существовавших поселений, либо вокруг уже существовавших поселений, либо, наконец, основанные вновь.
1) Судьба, рок (античная традиция)
2) Случай (индетерминизм, анархизм и прочие виды непонимания случайности)
3) Божественный случай и провиденье (если историк убежденный христианин)
4) Личное проведенье (такой талант приписывали удачным и успешным политикам, т.е. попытки понять влияние отдельного человека на ход истории имели место быть и основание присутствовать). Античные и ранневизантийские историки объясняли ход исторического процесса провидением и судьбой.
С утверждением христианства в качестве господствующей идеологии, в трудах церковных историков и хронистов Византии весь ход мировой истории объясняется Божьим промыслом, все события оцениваются лишь с точки зрения божественной целесообразности.