Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения Петра I и Карла XII, поэт особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие:
…Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А. С. Пушкин использует глаголы движения:
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами…
Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера:
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А. С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А. С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент
1. Холопом становился человек, взявший в долг и не сумевший вернуть взятое.Он должен был работать на того, кому должен, пока не расплатиться. Либо не умрет его ссудодатель. 2. Если холоп при этом совершал побег, он становился "полным" холопом и не мог освободиться. Позже холопство стало пополняться потомками ( детьми и внуками) холопов. Во времена Московского царства холопы не несли обязанностей в пользу государства.За них отвечал их владелец. Многие крестьяне видели для себя выход в том чтобы не платить государственные подати записывались в холопы.Соборное уложение 1649 г. запретило брать запись в холопы. За запись в холопы ожидал кнут и ссылка в Сибирь.
Эти строки писал Якоб Фуггер, императору Священной Римской империи, Карлу Габсбургу.