Культура и быт русского народа в XVII веке испытали качественную трансформацию, выразившуюся в трех основных тенденциях: «обмирщение» , проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол. Первые две тенденции были в заметной степени связаны между собой, третья — была скорее их следствием. При этом и «обмирщение» , и «европеизация» сопровождались движением общественного сознания к расколу. Шла ломка общественного сознания, привычного быта и обихода, страна подталкивалась к смене типа цивилизации. Волнения были отражением душевного дискомфорта целых слоев населения. В XVII веке Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней весьма тесные торговые и дипломатические отношения, использовала европейские достижения в науке, технике, культуре. До определенной поры это было именно общением, о какой-то подражательности не было и речи. Россия развивалась вполне самостоятельно, усвоение западноевропейского опыта шло естественным путем, без крайностей, в рамках спокойного внимания к чужим достижениям. Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I. В XVIII в. в России сложилась система светского образования. Начало было положено созданием Школы математических и навигацких наук в Москве (1701). За ней последовали медицинские, горные, кораблестроительные, инженерные школы, а также цифирные школы для начального обучения. По замыслу Петра I, при Академии наук должны были работать гимназия и университет. Однако первым в России стал основанный в 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова Московский университет.
В гуннское объединение входили различные племена. Государство гуннов строилось по военному принципу: оно было разделено на левое, центральное и правое крылья.
Вторыми лицами государства после шаньюя были «туменбасы» – темники. Ими являлись обычно сыновья правителя или его близкие родственники. Они возглавляли 24 рода, а все 24 темника подчинялись лично шаньюю.
У каждого темника имелось по 10 000 вооруженных всадников. Темник назначал тысячников, сотников и десятников. Каждому из них определял территорию с кочующим населением. Все мужчины были приписаны к какому-нибудь отряду. Каждый должен был заниматься воинскими упражнениями, иметь при себе оружие – лук со стрелами, саблю и копье.
Правящий слой империи состоял из родоплеменной знати. Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя для «принесения жертв предкам, Небу, Земле, духам людей и небесным духам». Все собравшиеся были родственниками шаньюя. Они обсуждали государственные дела.
В гуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. При существующем еще родовом строе в гуннском обществе начали формироваться новые отношения. Появились частно-семейная и личная собственность на скот и на землю. У гуннов имелись рабы из числа военнопленных и населения подвластных областей. Рабы использовались в качестве домашней прислуги, пастухов, ремесленников, землепашцев.
Для содержания аппарата управления взимались налоги. Имелась у гуннов и письменность.
Таинствами в христианстве именуются обрядовые или культовые действия (церковные молитвы и священные действия), с которых, поучению Церкви, "под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать божия". (Благодать - по религиозным представлениям - особая божественная сила, ни человеку свыше с целью преодоления внутренне присущей ему греховности и достижения в загробном мире). Православная и Католическая Церкви признают семь таинств: крещение, причащение (или евхаристия; при совершении его верующие, отведывая вино и хлеб во время богослужения, вкушают тем самым воплощенные в них "тело и кровь Христа"), покаяние (исповедь), миропомазание (ритуал миропомазания состоит в смазывании лба, глаз, ушей и др. частей лица и тела верующего ароматическим маслом - миром), брак, елеосвящение (или соборование, совершается над больными. Обряд состоит в смазывании лба, щек, губ, рук и груди освященным маслом - елеем, сопровождается чтением молитв), священство (наделение божественной благодатью возводимого в духовный сан лица через епископское рукоположение).
Официально семь таинств были признаны католической церковью на соборе в Лионе в 1279 г., а некоторое время спустя они были установлены в православном культе. В наше время старинные обычаи возрождаются - вновь все больше родителей, желающих крестить детей, и молодых людей, венчающихся в церкви. Это важнейшие события в человеческой жизни, к ним надлежит относиться осознанно.
В XVII веке Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней весьма тесные торговые и дипломатические отношения, использовала европейские достижения в науке, технике, культуре. До определенной поры это было именно общением, о какой-то подражательности не было и речи. Россия развивалась вполне самостоятельно, усвоение западноевропейского опыта шло естественным путем, без крайностей, в рамках спокойного внимания к чужим достижениям.
Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.
В XVIII в. в России сложилась система светского образования. Начало было положено созданием Школы математических и навигацких наук в Москве (1701). За ней последовали медицинские, горные, кораблестроительные, инженерные школы, а также цифирные школы для начального обучения. По замыслу Петра I, при Академии наук должны были работать гимназия и университет. Однако первым в России стал основанный в 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова Московский университет.