в 481 г. до н. э. состоялся конгресс 30 древнегреческих государств, на котором было принято решение сообща отражать предстоящее вторжение персов. в данном союзе наибольшей военной мощью обладали афины и спарта. при этом спартанцы имели сильное сухопутное войско, а афиняне морской флот, созданный вследствие проведённых ранее фемистоклом реформ и нововведений. коринф и эгина, другие греческие государства с сильным флотом, отказались передавать его под командование афинян. в качестве компромисса командование над морскими силами было возложено на спарту и её военачальника еврибиада.
после этого афинским стратегом фемистоклом был предложен другой план действий. путь в южную грецию (беотию, аттику и пелопоннес) проходил через узкое фермопильское ущелье. в нём греческое войско могло удерживать превосходящие по численности силы противника. для предотвращения обхода ущелья с моря афинским и союзным кораблям следовало контролировать узкий пролив между островом эвбея и материковой грецией (впоследствии, практически одновременно с фермопильским сражением, там состоялась морская битва при артемисии). данная стратегия была одобрена общегреческим конгрессом, хотя представители некоторых пелопоннесских городов были не согласны с таким решением. они считали, что лучшим будет все силы направить на защиту коринфского перешейка, соединяющего пелопоннесский полуостров с материком. женщин и детей из оставленных афин они предлагали эвакуировать в другие города.
В ХV веке Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития инквизиции. Дело очищения Испании от еретиков и нехристиан стало быстро продвигаться вперед, особенно после 1492 года, когда Торквемаде (душа новой инквизиции в Испании, доминиканец) удалось добиться у католических королей изгнания из Испании всех евреев. Результаты истребительной деятельности испанской инквизиции при Торквемаде, в период от 1481 года до 1498 года, выражаются следующими цифрами: около 8.800 человек было сожжено на костре; 90.000 человек подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того, были сожжены изображения, в виде чучел или портретов, 6.500 человек от казни посредством бегства или смерти. В Кастилии инквизиция пользовалась популярностью среди фанатичной толпы, с удовольствием собиравшейся на аутодафе, а Торквемада до самой смерти встречал всеобщий почет. Но в Арагоне действия инквизиции неоднократно вызывала взрывы народного негодования; во время одного из них Педро Арбуэс, председатель инквизиционного суда в Сарагосе, не уступавший в жестокости Торквемаде, был убит в церкви, в 1485 г. Преемники Торквемады, Диего-Деса и особенно Хименес, архиепископ толедский и духовник Изабеллы (королевы Касилии) , закончили дело религиозного объединения Испании.
Несколько лет спустя после завоевания Гранады, мавры подверглись гонениям за веру, несмотря на обеспечение за ними религиозной свободы условиями капитуляционного договора 1492 года. В 1502 году им было предписано либо креститься, либо оставить Испанию. Часть мавров покинула родину, большинство крестилось; однако, крестившиеся мавры (мориски) не избавились от преследований и, наконец, были изгнаны из Испании Филиппом III, в 1609 году.
Изгнание евреев, мавров и морисков, составлявших более 3 миллионов населения, и притом самого образованного, трудолюбивого и богатого, повлекло за собою неисчислимые потери для испанского земледелия, промышленности и торговли, что не помешало Испании стать самой богатой страной, создать могучий флот и колонизировать большие просторы в Новом свете.