предпосылкой создания имамата было движение шейха мансура 1785—1791 гг., которого иногда называют первым имамом кавказа. основными своими целями мансур ставил борьбу с рабством, феодалами, кровной местью, и в целом, замену горских адатов на мусульманские законы шариата.
шейх мансур и его последователи оказывали сопротивление попыткам царской россии завоевать северный кавказ, что в конце концов вылилось в открытые войны 1785—1791 гг. и 1817—1864 гг. (так называемая большая кавказская война). в ходе первой войны царскими войсками был пленён мансур, однако в целом война окончилась победой горцев, ибо ими была отвоёвана чечня, часть дагестана и черкесии.
после некоторого затишья, в 1817 году военные действия возобновились с новой силой. царским наместником на кавказе был назначен генерал ермолов, отличавшийся жесткостью в методах войны. объединившись в защите от россии, различные нации горцев заключили сначала несколько военных союзов, а затем и вовсе создали единое государство — имамат (встречаются также обозначения — северо-кавказский имамат, имамат шамиля и т. первым имамом нового государства стал гази-мухаммад (1829—1832), затем гамзат-бек (1832—1834), потом шамиль (1834—1859). все три имама были родом изаварии[4], оттуда же происходило и большинство предводителей этого государственного образования —хаджи-мурат, ахбердил мухаммед, кибит-магома и др[5]. по этому поводу делает замечание герой кавказской войны и генерал армии д. в. пассек:
Быт людей, живущих на Боспоре, был связан с местностью. Города образовывали цитадели с укрепленными каменными оборонительными стенами. Улицы были вымощены и делили город на кварталы. В центре города обязательно были торговые площади, там строили храмы, и конечно, дворцы правителей. В городах часто можно было встретить мастерские ремесленников, где изготавливали мебель, украшали костяными рельефами.
Жилище боспорцев также было необычным. Главным местом в доме – адрон – это комната хозяина, где он жил, отдыхал, принимал гостей. В этой комнате обязательно было несколько лож, столики, где пили вино и кушали. Полы были украшены мозаикой. Женщины находились в другой части дома, там они занимались хозяйством, ремеслом и воспитанием детей. Как видно, общество не было равным, мужчины доминировали и очень сильно.
Безусловно, в одежде был греческий стиль. Они носили гиматий и хитон из шерсти и льна. Причем это относилось и к мужской, и к женской одежде. Женская одежда была длинной, украшена орнаментами. На ногах женщины носили сандалии на деревянной подошве, и в зависимости от времени иногда носили кожаные сапоги. Также женщины использовали ароматические масла в качестве парфюма. Мужчины носили штаны, куртки, меховые шапки, высокие сапоги, а также плащ, который застегивался на правом плече.
Привычный стол боспорян включал хлеб, пшенные каши, блюда из ячменя, горох, бобы, чечевицы, мясо животных, рыбу, мидии, мед, овощи, молочные продукты и фрукты.
Боспоряне обычно проводили свое время на рынках, занимались искусством, в частности, скульптурой, делали дары богам, украшали жилища, занимались земледелием, ухаживали за животными, изготавливали вино и оливковое масло.