Правление Дмитрия Донского.
Князь Дмитрий Донской начал свое правление в Москве в 1350 году. В то время Русь находилась под властью татаро-монгольского ига, и право на княжение переходило не от отца к сыну, как в былые времена — правители назначались в Орде, получая от ханов специальный «ярлык». Понадобилось немало усилий московских бояр и митрополита Алексия, чтобы эта бумага была передана именно Дмитрию. Внутренняя политика Дмитрия Донского.
Заняв княжеский престол, Дмитрий Иванович немедленно принялся за дело и показал себя талантливым политиком и просто умным человеком.
Именно при нем в Москве появился первый белокаменный Кремль взамен старого деревянного, с крепкими стенами и высокими башнями. При нем были впервые изобретены и применены пушки — до этого на Руси не существовало даже такой, стреляющей каменными ядрами, артиллерии.
Власть московского княжества при Дмитрии Ивановиче стремительно укреплялась. Множество земель, в том числе и Владимиро-Суздальские территории, сами по себе игравшие не последнюю роль в молодом русском государстве, объединялись под рукой Москвы.
Внешняя политика Дмитрия Донского.
Князь Дмитрий показал себя мудрым стратегом не только во внутренней политике, но и во внешних делах — к середине XIV века он сумел снизить дань, выплачиваемую Орде. Но в этот момент князь Михаил, правивший тверскими землями, решил тоже побороться за великокняжеский престол.
Заручившись поддержкой Литвы, Михаил двинул войска на Москву. Попытки занять престол силой окончились неудачно, но в 1371 году ярлык на княжение был передан Михаилу ордынскими ханами — и Дмитрий Иванович перестал быть великим князем.
Впрочем, ни он сам, ни народ не захотели мириться с ситуацией. Через четыре года князь Дмитрий собрал вокруг себя князей из Ярославля, Ростова, Суздаля и Стародуба и уже сам пошел на Тверь с войском. На его сторону встали и тверские жители — и Михаилу пришлось уступить великое княжение.
Дмитрий Донской и Куликовская битва.
Первым из русских князей Дмитрий Донской решил, что пора дать отпор Золотой Орде. Узнав, что хан Мамай готовит военное наступление, он обратился с призывом ко всей Руси — и большинство княжеств согласились встать под его знамена. Ордынские баскаки, приехавшие за очередной данью, были убиты.
Заручившись поддержкой войск и церкви, в том числе Сергия Радонежского, в сентябре 1380 года Дмитрий Иванович дал бой ордынскому воинству и одержал победу. Этот бой вошел в историю, как Куликовская битва, а князь Дмитрий получил свой титул — «Донской».
С тех пор, как Русь попала под власть Золотой Орды, Дмитрий Донской стал первым князем, передавшим власть своему сыну, не спрашивая на то разрешения у ордынских ханов.
История Константино́поля охватывает период от освящения в 330 году города, ставшего новой столицей Римской империи, до его захвата османами в 1453 году.
Построенный фактически заново на месте античного Виза́нтия, благодаря гигантским по масштабам тех времён строительным работам, стремительному росту населения, развитию торговли и ремёсел, столичному статусу и усилиям первых римских императоров Константинополь за полвека превратился в один из крупнейших городов Европы и Ближнего Востока. Богатому и процветающему «мегаполису средневековья» была уготована роль крупнейшего политического, культурного и экономического центра обширной империи, правда, стремившейся к закату. После падения в V векеРима Константинополь стал столицей просуществовавшей около десяти веков Восточной Римской империи[комм. 1], которая старалась сохранить приверженность римским и эллинистическим традициям. История Константинополя византийской эпохи была наполнена бурными политическими событиями — народными восстаниями и дворцовыми интригами, убийствами императоров и сменами правящих династий, многомесячными осадами и походами против могущественных западных и восточных соседей. На протяжении многих веков (вплоть до XIII века) Константинополь был крупнейшим центром блестящей культуры и учёности в средневековой Европе, значительно опережая другие мировые столицы по уровню образованности, активности духовной жизни и развитию материальной культуры.
Одной из самых характерных черт политической жизни Константинополя была постоянная борьба за власть между различными группировками аристократии, армии, купечества и духовенства. Элита столицы была крайне нестабильной и разношёрстной группой, так как доступ в правящую верхушку Византии был открыт выходцам из всех социальных слоёв общества. Многие столичные вельможи не только не стыдились своего простолюдинского или провинциального происхождения, но даже гордились тем, что смогли пробиться на вершину власти из самых низов общества. Мало того, даже императорский престол в результате дворцового заговора, любовной интриги, удачной женитьбы, мятежа армии или горожан мог занять выходец из народа. Примеров тому в византийской истории было немало, императорами волею судеб становились даже простые солдаты, дослужившиеся до военачальников среднего ранга, мясник или крестьянин, занимавшийся позже объездом лошадей и кулачными боями. В Константинополе особенно ярко ощущался контраст между бедностью городских низов и богатством аристократии, императорского двора и духовенства. Город заслуженно называли «главным центром роскоши и нищеты на всём Востоке и Западе».
Захват турками Константинополя в мае 1453 года знаменовал собой окончательное крушение Византии и превращение Османской империи в одно из самых могущественных государств мира. Падение Константинополя произвело огромное впечатление на современников, вызвав шок по всей христианской Европе и ликование при дворах Каира, Туниса и Гранады. Кроме того, уничтожение величайших культурных ценностей некогда процветавшего города нанесло непоправимый ущерб всей европейской культуре. В Европе образ турок стал после этого синонимом всего жестокого и чуждого христианству.