Римская и Греческая культура
Обе культуры – это полисные культуры, они формировались на базе античной гражданской общины .
Общие черты общества и культуры : Греческая : Агонистичность (состязательность) ; коллективизм; антропоцентризм (гуманизм) – выдвижение человека на первый план; завершенность всех жанров культуры; открытость культуры для других стран и культур . Римская : Патриотизм; чувство долга; более слабое, чем в Греции, развитие культуры речи и ораторского искусства.
Религия : Идея всемогущества божества; отсутствие единой религии; связь богов с конкретными полисами; тотемизм, представление о всеобщей одушевлённости природы; герои как посредники между миром богов и миром людей. Рим : Обожествление непонятных явлений природы и общественной жизни; анимизм (вера в духов, обитающих во всех материальных предметах) ; позднее появление антро взгляда на богов; родовые и семейные культы, сильное влияние греческой религии; сходство богов с греческими; свободный прием в пантеон иноземных богов; важное значение жертвоприношений; практичность религии. Искусство : Развитие искусства в рамках рабовладельческого общества («античное искусство») ( общее) Греч : Видение реальности в её единстве, сквозь призму мифов; главная тема искусства – человеческий облик. Рим: Продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики и аллегории, анализ явлений, расчленение целого на части и их детальное изображение, более четкое, чем у греков, восприятие и описание явлений, утрата ощущения ценности мироздания.
Письменность и язык : Использование финикийской слоговой системы для создания письма, демократизация системы обучения. Рим : Использование латинского языка, родственного греческому. Согласно предположениям, заимствование греческого алфавита и его адаптация. . Наука: Выделение отдельных наук из философии. Бурное развитие естественных наук. ГРЕЧ : Большее, нежели и Риме, внимание к теоретическим наукам. Рим : Практицизм, большее развитие прикладных, а не теоретических наук; развитие ораторского искусства и его независимость от греческих прообразов; большое развитие науки о праве, юриспунденции; зарождение филологии.
Основание ханства и его усиление. В начале XVIII века было создано новое феодальное государство — Кокандское ханство. Столицей его был город Коканд. Основное население ханства составляли узбеки, кроме них, здесь проживали таджики и кыпчаки.
Кокандский правитель Алим, провозглашенный в 1800 году ханом, властвовал первоначально только в Ферганской долине. В 1810 году он присоединил феодальные владения Ташкента. Его преемник Омар-хан в результате успешной войны с эмиром Бухары сумел завоевать обширные кочевые владения казахов, города Туркестан, Аулие-Ата и другие территории. Кокандское ханство становится самым большим в Центральной Азии, оставив позади Бухарское и Хивинское ханства.
Начиная с 20-х годов XIX века кокандцы стали строить агрессивные планы в отношении Кыргызстана и осуществлять набеги вглубь кыргызских земель. В течение 20 -30 годов Мадали-хан — преемник Омар-хана — предпринял большое наступление для покорения северного Кыргыстана. Одна часть сто войска, выступив из Ташкента через города Чимкент, Аулие-Ата в Чуйскую долину и достигла берегов Иссык- Куля. Другая, выйдя из Ферганской долины, преодолела перевал Кугарт, вышла в Суусамыр, а оттуда через Джумгал, Кочкор, Ат-Баши, Нарын направилась к Иссык-Кулю, на соединение с отрядами первой группировки.
Кыргызы все как один поднялись на борьбу с врагом и оказали упорнейшее сопротивление войскам кокандского хана. Атаки некоторых отрядов кокандцев окончились полным их поражением. Кокандский военачальник Хаккула с большим трудом подавил вооруженное сопротивление кыргызов на Тянь-Шане, возглавляемое Тайлак батыром.
Однако, несмотря на это, кокандцы все-таки одержали верх. Причинами поражения были отсутствие единства среди кыргызов и слабое вооружение. Немалую роль сыграло и то, что хан подкупил некоторых видных кыргызских манапов, которые, по существу, противодействовали борьбе за независимость.
В середине 30-х годов XIX века все племена кыргызов оказались под властью Кокандского ханства.
Провозглашение ханом Шералы. Кыргызские феодалы, бии активно участвовали в политической жизни Кокандского ханства. Так например, аксыйский феодал Юсуп сыграл решающую роль в провозглашении ханом Шералы, племянника кокандского хана Нарбото, и фактически правил ханством от имени Шералы. Вот как описывает провозглашение ханом Шералы писатель Т. Касымбеков в историческом романе “Сломанный меч”.
- Идем... Все, дело сделано...