способствовали разделению и особенности формирования княжеского, боярского, церковного землевладения – более развитого на юге и менее – в новгородской земле. возникают крупные удельные центры – великие княжества полоцкое, владимирское. галицко-волынское, тверское, черниговское, а также новгородское и псковское государства. княжеские усобицы и набеги кочевников вызвали миграции населения из киевской, волынской и других южных земель на более безопасный северо-восток, в ростово-суздальские края – в «залесье». переселенцы ассимилировали местное угро-финское население, основывали новые города с названиями, указывающими на их происхождение – владимир, переславль, галич. титул великого князя киевского оставался номинальным, реально могущественными государствами становились галицко-волынское и владимирское княжества, новгородская республика и другие. некоторые из этих государств стали центрами высокой культуры, где возникли собственное придворное летописание, , архитектура, на мировом уровне развивались ремесла, активно распространялась грамотность среди населения. интеллектуалы того времени, продолжали воспринимать разрозненные княжества как единую « землю» и призывали князей к единству.
развитие этих государств было нарушено татаро-монгольским нашествием 1237–1240 гг., когда на основной территории руси завоеватели полностью разрушили города, уничтожили население, убив или угнав в рабство практически всех носителей знаний и умений – ремесленников, духовных лиц, торговцев. в бою истребили княжеские дружины, состоявшие из носителей военно-административных традиций и «рыцарской» психологии. достаточно тонкий цивилизационный слой исчез мгновенно, а восстанавливался несколько столетий, ввиду отдаленности и религиозной обособленности руси от культурных центров запада и востока. возрождавшиеся княжества признавали себя вассалами орды, население платило колоссальную дань и обязано было поставлять воинов в ханские армии, рабов и рабынь. новые княжеские дворы и дружины набирались из простолюдинов, всецело зависящих от князя и не похожих на вольных богатырей-рыцарей прошлого, типа ильи муромца и других героев, оставшихся только в былинах. множество ремесел умерло, некому было учить стеклянному делу, каменной архитектуре, ковке оружия, эмальерному и другим искусствам, даже грамоте. на этом фоне продолжались бесконечные княжеские усобицы, в которые вмешивались новые суверены – ханы, судившие по своему усмотрению и именовавшиеся князьями византийским титулом «царь», как раньше именовали только владык константинополя.
Верховной властью в Новгороде обладало вече. Народное собрание решало вопрос войны и мира, избирало высших должностных лиц, приглашало князя.
Высшим должностным лицом был посадник. Он ведал всеми новгородскими землями, возглавлял суд Новгорода, назначал и смешал различных должностных лиц, наблюдал за деятельностью князя, выступал с ним во главе войска, руководил внешней политикой.
Положение князя в Новгородской республике было своеобразным. Его вместе с дружиной вече приглашало из других земель. Князь должен был, выполнять обязанности начальника всех вооруженных сил в случае войны. Вече заключало с ним договор. Князь не имел права вмешиваться в дела городского управления. Ему и его боярам не разрешало иметь владения в Новгородской земле, вести торговлю, осуществлять правосудие.