Церковный раскол и его последствия. Крепнущее русское самодержавие, особенно в эпоху складывания абсолютизма, требовало дальнейшего подчинения церкви государству. К середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений. То же происходило и в церковных обрядах. В Москве по вопросу исправления церковных книг было два разных мнения. Сторонники одного, к которому примыкало и правительство, считали необходимым править книги по греческим подлинникам. Им противостояли "ревнители древнего благочестия". Кружок ревнителей возглавил Стефан Вонифатьев - царский духовник. Работа по проведению церковной реформы была поручена Никону. Властолюбивый, с сильной волей и кипучей энергией, новый патриарх вскоре нанёс первый удар "древнему благочестию". По его указу исправление богослужебных книг стало производится по греческим подлинникам. Были унифицированы и некоторые обряды: двоеперстие при крестном знамении заменялось троеперстием, менялся строй церковной службы и пр. Первоначально оппозиция Никону возникла в духовных кругах столицы, главным образом со стороны «ревнителей благочестия». Протопопы Аввакум и Даниил написали царю возражения. Не достигнув цели, они стали распространять свои взгляды среди низших и средних слоев сельского и городского населения. Церковный собор 1666-1667 гг. объявил проклятие всем противникам реформы, предал их суду "градских властей", которые должны были руководствоваться статьей Уложения 1649 г., предусматривавшей сожжение на костре всякого, "кто возложит хулу на господа бога". В разных местах страны запылали костры, на которых гибли ревнители старины. После собора 1666-1667 гг. споры между сторонниками и противниками реформы постепенно приобрели социальный оттенок и положили начало расколу в русской православной церкви, возникновению религиозной оппозиции (староверия или старообрядчества). Старообрядчество - сложное движение, как по составу участников, так и по существу. Общим лозунгом был возврат к старине, протест против всех новшеств. Иногда в действиях старообрядцев, уклонявшихся от переписи и от выполнения повинностей в пользу феодального государства, можно разгадать социальные мотивы. Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является Соловецкое восстание 1668-1676 гг. Началось восстание как чисто религиозное. Местные монахи отказались принять новонапечатанные "никонианские" книги. Монастырский собор 1674 г. вынес постановление: "стоять и биться против государственных людей" до смерти. Лишь с монаха-перебежчика, который показал осаждавшим потайной ход, стрельцам удалось ворваться в обитель и сломить сопротивление восставших. Из 500 защитников монастыря в живых осталось только 50. Кризис церкви проявился также в деле патриарха Никона. Осуществляя реформу, Никон, отстаивал идеи цезарепапизма, т.е. превосходства духовной власти над светской. Вследствие властолюбивых замашек Никона в 1658 г. произошел разрыв между царём и патриархом. Если реформа церкви проводимая патриархом, отвечала интересам русского самодержавия, то теократизм Никона явно противоречил тенденциям растущего абсолютизма. Когда Никону доложили о гневе царя на него, он публично сложил с себя сан в Успенском соборе и уехал в Воскресенский монастырь.
Здравствуй, ученик! Спасибо за твой вопрос. Диаграмма Вена сходства и различия поможет нам проиллюстрировать и сравнить информацию о четырех каганатах: Тюркском каганате, Западно-тюркском каганате, Тюргешском каганате и Карлукском каганате.
Для начала давай разберемся, что такое каганат. Каганат - это форма государства, которая была распространена среди тюркских народов в VII-IX веках. Тюркские каганаты были крупными политическими образованиями, которые объединяли множество племен и народов под единой властью кагана.
Тюркский каганат был одним из первых каганатов в истории. Он возник во второй половине VI века и располагался в Центральной Азии. Тюркский каганат был сильной и слаженной организацией, которая контролировала обширные территории от Великой степи до Центральной Азии. Во главе каганата стоял каган, который был верховным правителем и имел значительную власть над племенами и народами в рамках каганата.
Западно-тюркский каганат появился в VII веке и был продолжением Тюркского каганата. Он располагался на территории, которая простирается от Центральной Азии до Восточной Европы. Западно-тюркский каганат был важным игроком в регионе, и его владения простирались на значительные расстояния. Каганат активно торговал с Персией и Византией, а его границы были защищены мощной армией.
Тюргешский каганат возник в VIII веке и занимал территорию на северо-востоке Центральной Азии. Он был создан в результате объединения тюргешских племен и народов. Каганат достиг своего расцвета в IX веке, когда Тюргешский каганат стал могущественной силой в этом регионе. Он также был важным торговым центром и участвовал в политических договоренностях с другими государствами.
Наконец, Карлукский каганат был сформирован в VIII веке и располагался на территории современного Казахстана и Киргизии. Карлукский каганат был известен своими военными достижениями и нашествиями на соседние земли. Он также принимал активное участие в торговле и дипломатических отношениях.
Итак, чтобы сравнить эти четыре каганата, давай взглянем на диаграмму Вена. На диаграмме будет показано, в чем заключаются сходства и различия между этими каганатами.
[вставить диаграмму Вена, где ярлыки представлены Тюркский каганат, Западно-тюркский каганат, Тюргешский каганат и Карлукский каганат]
Здесь мы видим, что все четыре каганата были сформированы в разное время и занимали различные территории в Центральной Азии. Они также были связаны общей культурой и традициями, так как были народами тюркской группы.
Однако, Тюркский каганат и Западно-тюркский каганат были более мощными и влиятельными, с более обширными владениями и значительной силой. Они имели развитые армии и управление, а также активно вели торговлю с другими государствами. С другой стороны, Тюргешский и Карлукский каганаты были менее мощными, но все же они также были важными игроками в регионе и участвовали в торговле и политических отношениях.
Таким образом, хотя все эти каганаты имеют общие черты, такие как тюркскую культуру и организацию государства, они также имеют отличия в отношении мощности, территории и влияния.
Надеюсь, эта информация помогла тебе понять сходства и различия между Тюркским каганатом, Западно-тюркским каганатом, Тюргешским каганатом и Карлукским каганатом. Если у тебя есть еще вопросы, не стесняйся задавать!