Михаил Романов, уступив требованиям матери, инокини Марфы, оказывающей на него сильное влияние, женился на Марии Долгорукой. Но Мария умерла вскоре после свадьбы, и царь, опять же с согласия матери, выбрал в жёны Евдокию Лукьяновну Стрешневу, дочь незнатного дворянина, которая родила ему сына Алексея. В 1645 г. 16-летний Алексей Михайлович принял царство. Мягкий и ласковый, Алексей получил прозвище Тишайший. Российскую монархию XVI- XVII вв. иногда называют сословно-представительной монархией, так как власть царя, во многом формально, ограничивалась деятельностью Боярской думы и сословных представительств в виде Земских соборов. Однако той полнотой власти, которой обладали сословно-представительские органы в странах Западной Европы (польский сейм, английский парламент, шведский риксдаг), в России ни Боярская дума, ни тем более Земские соборы не обладали. Молодая династия Романовых искала поддержки у «земли», поэтому при первых Романовых чаще, чем раньше, созывались Земские соборы. В первые 10 лет правления Михаила они работали почти беспрерывно. При Алексее Михайловиче их значение падает и соборы созываются только для решения внешнеполитических проблем. Последний Земский собор был созван в 1653 г. для решения о вхождении Украины в состав России. Боярская дума - совещательный орган при Алексее Михайловиче - назначалась царём и состояла преимущественно из дворянства. Разросшаяся Дума работала медленно, и ряд вопросов стал решаться без её участия. В 1654 г. был создан приказ Тайных дел, подчинявшийся непосредственно царю и контролировавший деятельность приказов и других центральных государственных учреждений, а также воевод и послов. Тайный приказ вёл следствия по особо важным политическим делам. Он был ликвидирован после смерти Алексея Михайловича. При Алексее Михайловиче развивалась система приказов, временных, созванных для решения отдельных проблем, и постоянных. Постоянные приказы делились на три группы: дворцовые, ведающие царекими вотчинами и содержанием двора, патриаршие, управляющие церковными землями и имуществом патриарха, и государственные. Государственные приказы были территориальными (Сибирский, Казанский, Малороссийский и т.д.) и функциональными (Посольский, Поместный, Разбойный, Разрядный, Приказ Большой Казны и т.д.). Военными вопросами занимались функциональные Стрелецкий, Пушкарский, Рейтарский приказы и Оружейная палата, ведавшая изготовлением холодного оружия. В приказах работало более 3000 приказных людей, формирующих профессиональный управленческий аппарат - чиновничество. Приказная система, хотя и служила мощной опорой централизованной власти царя, была ещё далека от совершенства. Не было чёткого разделения обязанностей по приказам, и порой одним делом занимались несколько приказов разом, мешая друг другу, или, наоборот, ни один из приказов не занимался
Стихотворение «россия», написанное александром блоком в 1908 году, входит в цикл стихов «родина» и подцикл «на поле куликовом». цикл «на поле куликовом» не сразу был оценен и замечен критикой: публикация его в 1909 г. в альманахе ««шиповник» (книга 10) не вызвала заметных критических откликов, как и перепечатка его в сборнике «ночные часы» (1911) и в третьем томе первой редакции «лирической трилогии» (1912). и лишь появление его в 1915 г. в сборнике «стихи о россии» заставило увидеть в блоке поэта общенационального значения. «последние стихи блока истинно классичны, — писал г.иванов, — но они нисколько не походят на те стихи брюсова, например, которые «трудно отличить» от пушкина или жуковского. это естественная классичность мастера, прошедшего все искусы творческого пути. некоторые из них стоят уже на той ступени просветления простоты, когда стихи, как песня, становятся доступными каждому сердцу».цикл «на поле куликовом», в который входит стихотворение «россия», – высшее поэтическое достижение поэта 1907-1908 гг. пронзительное чувство родины соседствует здесь с особого рода «лирическим », способностью увидеть в прошлом россии свое, близкое - сегодняшнее и «вечное». в своих раздумьях о судьбе родины блок обращается к облику старой россии, издавна характеризуемой как россия нищая и униженная. такой видится она и блоку. александр блок продолжает некрасовскую традицию, изображает единство повседневного («избы серые») и идеального («невозможное возможно»). с одной стороны, перед читателем изображается конкретный пейзаж («расхлябанные колеи», «разбойная краса»), а с другой стороны, россия предстаёт в образе прекрасной женщины («твои прекрасные черты», «плат узорный до бровей»). из всего сказанного, можно сделать вывод, что тема этого стихотворения – судьба россии, а идея – боль, которую выражает лирический герой за будущее свое родины. мотив трагизма проявляется в таких словах, как «слезы», «тоска», «жалеет», «глухая песня», «и крест свой бережный несу». блок считает, что родину не выбирают и поэтому любит россию такой, какая она есть. стихотворение, написанное в форме монолога, начинается со слова «опять» (тем самым оказывая первое психологическое воздействие на читателя), как будто блок хочет вернуть нас назад, и при этом сразу возникает образ руси-тройки гоголя. становится ясно, что россия не меняется со временем, а остается такой же, как и была. текст стихотворения расчленен на строфы, что организует и направляет восприятие читателя. каждая строфа взаимосвязана с предыдущей, а в совокупности они образуют целостный текст. деление на строфы обеспечивает выделение важнейших смыслов текста, а также активизирует внимание адресата-читателя. связность текста стихотворения «россия» подчеркивается с семантических повторов, а именно: точными лексическими повторами («россия, нищая россия…», «мне избы серые твои, твоимне песни ветровые…», «ну что ж! одной заботой боле – одной слезой река шумней…», «лес, да поле, да плат узорный до бровей…», «когда блеснет в дали дорожной… когда звенит тоской острожной…») и корневыми повторами («пускай заманит и обманет… и лишь забота затуманит…», «и невозможное возможно…»). с одной стороны, повторы напевность стихотворению, с другой – усиливают мотив трагизма. сильные позиции в тексте занимают первая и последняя строфы: ! , а последняя – это надежда на светлое будущее россии; особенно своеобразен оксюморон «невозможное возможно». эти слова, поставленные рядом, приобретают повышенную семантическую значимость. заглавие «россия» означает адресованность родине. оно занимает абсолютно сильную позицию в стихотворении, потому что именно с него начинается знакомство с текстом. оно вводит читателя в мир произведения и в какой-то мере выражает тему стихотворения. несомненно, слова-символы, звукопись и цветопись, а также синтаксическая организация стихотворения «россия» являются доминантой данного текста, рассмотрение которых позволяет глубже понять систему художественных образов стихотворения и развитие авторской идеи. в стихотворении александра блока мы встречаем слова, которые приобрели под его пером дополнительные семантические и на смысловые нюансы. например, «крест» обретает в данном стихотворении дополнительный смысл: крест как символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы человека. и вместе с тем это святой знак, нам право надеяться, что бог обязательно ; это надежда на светлое будущее. россия – это не только страна, но и единственная женщина, достойная любви.
Старший сын Павла I и великой княгини Марии Фёдоровны, любимый внук Екатерины II.Получил образование в духе просветителей XVIII в. К политике отца Александр относился отрицательно. Именно это его вовлечению в заговор против Павла I, но на условиях, что заговорщики будут добиваться лишь отречения императора. Трагические события 11 марта 1801 г. серьёзно повлияли на душевное состояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней.Александр I взошёл на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путём введения конституции. Ему удалось провести ряд важных административных и сословных преобразований либерального толка. Так, в 1802 г. был издан указ «О вольных хлебопашцах», согласно которому крепостные крестьяне могли выкупаться на волю у своих помещиков. В начале своего царствования Александр предстает странной смесью идеалиста и трезвого политика. На престол он взошел очень юным, в возрасте двадцати трех лет, находясь под влиянием идей Просвещения. Александр обладал приятной внешностью и просвещенными идеями. О нем редко говорят дурные слова, приберегая их на долю его младшего брата Николая I. Когда ему случалось выносить приговор своим мятежным дворянам, он говорил: "Я не могу судить их слишком строго, я сам когда-то разделял их убеждения". Впоследствии он стал непримирим ко всему, что воспринимается как революционные течения, и пытался объединить всех монархов Европы против мятежных тенденций.Согласно официальным данным, умер 1 декабря 1825 г. в Таганроге, во время путешествия по югу России. Существует легенда, что император распространил ложное сообщение о своей смерти, а на самом деле жил отшельником в Сибири под именем Фёдора Кузьмича.