Молодцы потому что, бились насмерть, отважно
Греческий гоплит защищал свою родину, свои святыни, землю своих предков и потому обладал значительно более высокими морально-боевыми качествами, чем подневольные воины персидского царя, которых порой приходилось гнать в бой бичами. Сознательная смерть спартанцев и других греков при Фермопилах - лучший тому пример.
В первом столкновении с персами (битва при Марафоне в 490 г. до Р.Х.) основная роль принадлежала сухопутной армии - ополчению граждан, но позднее Афины всё больше и больше опирались на свой флот, созданный благодаря предусмотрительности Фемистокла. Эта переориентация имела своим результатом рост значения рядового гражданства и даже более того - беднейших слоёв его. Это происходило потому, что в древних обществах, особенно античных, политические права были тесно связаны с военными обязанностями граждан. Только человек, с оружием в руках защищающий свою родину, имел право на участие в управлении её делами. Само падение роли аристократии в значительной мере объяснялось тем, что в связи с прогрессом техники гоплитское вооружение стало доступным не только представителям знати, но и средним собственникам (в первую очередь - крестьянам), и они встали в один строй с аристократами. В Афинах же был сделан следующий шаг. Поскольку главной силой афинского полиса стал флот, а военный флот того времени - флот гребной, то наиболее важной фигурой становится здесь не воин-гоплит, а гребец с афинской триеры. Если для того, чтобы приобрести гоплитское вооружение, требовались определённые (в общем-то немалые) средства, то для гребца ничего этого было не нужно. Гребец с афинской триеры мог быть до того совершенно неимущим гражданином, но теперь его голос в Народном собрании звучал не менее весомо, чем любой другой, ибо он принадлежал защитнику полиса. Впрочем, служба во флоте одновременно давала и средства для существования этим беднейшим гражданам, поскольку она оплачивалась.
В кризисные моменты войны у греков выдвинулись талантливые полководцы и политики. Мильтиад, Павсаний, Фемистокл, Кимон обогатили античное военное искусство, творчески развивая все возможности, заложенные в греческой военной организации.
Отмена крепостного права на Кавказе, в Закавказье и Бессарабии была произведена несколько позднее.
Причины, вызвавшие отмену крепостного права на Кавказе и в Закавказье, заключались, во-первых, в развитии капиталистических отношений, хотя и б значительно меньшей степени, нежели в России, во-вторых, в экономическом завоевании Кавказа, которое требовало также отмены крепостного права.
Вследствие большой неравномерности социально-экономического развития народов Кавказа и Закавказья условия проведения здесь крестьянской реформы были различны.
Отмена крепостного права на Кавказе и в Закавказье происходила, как и в Центральной России, в условиях обостренной классовой борьбы.
Наиболее крупным крестьянским движением в пред-реформенный период явилось восстание крестьян в Мегрелии е 1857 г. По окончании Крымской войны мегрельское дворянство, стремясь восстановить свое хозяйство, разрушенное войной, значительно усилило эксплуатацию крепостных, что и явилось непосредственной причиной восстания. Оно началось в январе 1857 г. в Джварском округе, в имениях правительницы Мегрелии княгини Дадиани, и уже к маю распространилось по всей Мегрелии. Силы вооруженных крестьян доходили до 10 тыс. Во главе восставших стоял крепостной кузнец из селения Джвары Уту Микава. Восстание носило явно выраженный антифеодальный характер: лозунгом восставших было требование ликвидации всякого рода феодальных повинностей и полного освобождения из-под власти помещиков. По всей Мегрелии были прекращены работы на помещиков, в имениях были освобождены дворовые,
326
производилась решительная расправа с владельцами имений.
Один из современников, К- Бороздин, в своих воспоминаниях следующим образом описывает руководителя восставших Микава и его деятельность: «Расправа его с помещиками была самая страстная и энергичная; он налетал на них, как снег на голову, отбирал все наличное, раздавал крестьянам и нередко держал господ у себя в плену под условием выкупа. В особенности доставалось от него князьям и дворянам, более других славившимся жестокостью»1.
Действия восставших отличались известной организованностью. Так, кутаисский военный губернатор генерал Колюбакин писал: «Организация, дисциплина и последовательность в действиях восстания ведут к заключению, что если оно... вышло наружу, быть может от случайности или мгновенной раздражительности, то оно уже давно зачато и долго зрело в чьей-либо мысли..., но некоторые идеи..., брошенные народу как бы лозунги, придают ему характер, для наименования которого должно бы прибегнуть к революционной номенклатуре Запада...»2.
Восстание было подавлено войсками и местным дворянством. Более 40 участников его было сослано.
Крестьянские движения в этот период происходили и в других районах. Так, в том же 1857 г. произошло восстание крестьян в Имеретии, в Амаглебском и Багдадском районах, ставившее своей целью освобождение от феодальной зависимости; оно было подавлено также с войск.
Характеризуя обстановку, сложившуюся в Грузии накануне отмены крепостного права, грузинский писатель и общественный деятель Н. Николадзе писал в «Колоколе»: «Еще до знаменитых «рескриптов», первые списки которых появились в конце 1857 г., грузинские крестьяне принялись не за манифестации, а просто-напросто за вооруженное обнаружение недовольства крепостным правом... Крестьяне же нимало не скрывали,
1 К. Бороздин. Закавказские воспоминания. СПб., 1885, стр. 171.
2 «Акты Кавказской археографической комиссии», т. XII, № 180, стр. 253—254.
327
что единственная причина их восстания есть крепостное право и единственная цель — его уничтожение. Когда же в начале 1858 г. разнеслась весть об освобождении, эта новость подлила масла в огонь и довела крестьянское движение до чудовищных размеров»1.
Вскоре после опубликования «Положений 19 февраля 1861 г.», в марте того же года, Александром II было предложено наместнику Кавказа князю А. И. Барятинскому начать подготовку отмены крепостного права. Спустя некоторое время последовало «высочайшее повеление» об организации дворянских комитетов для подготовки проекта реформы.
Проекты грузинского дворянства, идеологом которого являлся Д.
Для восточных стран в эпоху средневековья характерно асинхронное развитие. Некоторое из них ушли далеко вперед и уже жили при феодальном строе, когда у многих еще продолжали существовать племенные союзы.
Переход к средневековым формам происходил в разных странах по-разному. Где-то он протекал спокойно, а в некоторых государствах был результатом серьезных политических потрясений.
Восточные цивилизации имели свои особенности и сильно отличались от европейских.
Для них было характерно следующее:
1. земля принадлежала государству;
2. в основе общества находилась сельская община;
3. крупные города играли роль религиозных и торговых центров.
Основу общества и государства в восточных странах составляла сельская община. Восток в Средние века, кратко говоря, имел схожую схему управления во многих странах. Крестьяне и ремесленники, входящие в общину, обрабатывали землю и производили продукт. Право на землю и ресурсы было только у государственного аппарата. Община отдавала излишки произведенного продукта в виде налогов государству. Чем выше ступень в государственном аппарате занимал человек, тем больше ресурсов и власти было в его руках.
В Средние века народы восточных стран не были замкнутыми, они активно вступали в торговые и политические взаимоотношения. При этом они делились техническими новинками, новыми производства и обработки земли.
Многие страны Востока тесно были связаны и с Европой. Это, в первую очередь, касается ее ближайших соседей – Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока. В этих странах давно существовали греческие и римские колонии, оказавшие на них большое влияние. Позднее Крестовые походы и завоевание арабами Испании привели к взаимодействию культур двух миров.
С XVI века, в период географических открытий, связи восточных стран с европейскими стали более прочными.
Процесс перехода к средневековой форме сопровождался на Востоке исчезновением многих древних городов. Их упадок был связан, в первую очередь, с кризисом родоплеменного строя, центром которого они были.