Рассказы о Византии в памятниках Руси неоднородны. Они спорадичны в литературно-риторических произведениях («Слово о полку Игореве», «Александрия», Житие Александра Невского, Слово Даниила Заточника), систематичны, но тематически ограничены в летописях (сведения о походах на Царьград, о брачных посольствах и т. п.), и лишь в сочинениях, так или иначе восходящих к византийским оригиналам или византийской действительности («Девгеыево деяние», «Повесть о взятии Царьграда», «Хождение игумена Даниила» и т. п.), византийский материал оказывается в центре повествования. Византия называется в древнерусских текстах «Греческой землей», а ее столица — Царьградом или Цесароградом, иногда — Костянтинградом (или «Град Костянтип»). Древнерусской этнонимии не свойственно принятое в Византии отождествление византийцев с римлянами — «ромеями»: в «Александрии» отмечается различие в языке «римлян» и греков, «римляне» идентифицируются с латинянами в Житии Александра Невского, называемыми обычно «фрязями». Вместе с тем византийская история в глазах русского агиографа становится в том же житии основой периодизации всемирно-исторического процесса (в начале своем основанного на библейской традиции). Антикизйрованные свидетельства в древнерусских, даже переводных, памятниках составляют в целом сравнительно небольшой элемент.
Основное место в исторических повествованиях о Византии занимают сведения о поездках и походах киевских князей —легендарных и исторических, на Царьград, завершавшихся, как правило, получением дани. В Повести временных лет последовательно сообщается о походах Кия, Аскольда и Дира, затем — Олега на Царьград, о посольстве Ольги в Константинополь, походах Святослава на Дунайские провинции, на Византию, о посольстве от князя Владимира с целями «выбора веры». Византийские подарки выполняли и превентивные функции. Автор «Слова о погибели земли Русской» так повествует о взаимоотношениях Владимира Мономаха и Мануила I Комнина: «И ш-ор Мануил цесарегородскыи опас имЬя, поне и великыя дары посылаше к нему, абы под ним великыи князь Володкмер Цесаря-города не взял». Вместе с тем получение византийских даров рассматривалось древним автором как знак правоверности героев, как, например, в «Повести о разорении Рязани Батыем»: Борис и Глеб «ко греческим царем велику любовь имуша, и дары у нихъ многи взимаша».
Легенда об озере Белё.
В далекие времена, на том месте, где сейчас раскинулась водная гладь озера Беле, рос дремучий лес. Птицы и зверя в этом лесу было так много, что человеку пройти было трудно. И была среди них одна огромная птица, крылья которой были такие сильные, что если задевали деревья, то выворачивали их с корнем. И звери, и люди очень боялись той птицы, но убить ее никто не мог. Потому что, когда она летала, от нее во все стороны лились горячие лучи. Кого они касались - тот падал замертво. Жил в тех краях богатырь, и пришли к нему люди с чтобы избавил он их от этой огненной птицы. Подумал
богатырь и согласился. Его возлюбленная вышила пояс, подарила его юноше на счастье. Три дня и три ночи мастерил себе богатырь из тысячи лиственниц крепкий лук и стрелы, да отправился черной ночью, чтобы птица его не увидела, на охоту удачу пытать. Вскоре услышали люди страшный грохот - то сошлись в схватке могучий богатырь и огромная птица. Убил он птицу, но и сам погиб. Упали они на землю - все кругом затряслось. А от той страшной птицы такой огонь начался, что небу стало жарко. Когда земля и леса полыхнули белым жаром, то стало так светло, что народ закричал: "Бело! Бело! Бело"
Много дней бушевал огненный ураган и выжег вокруг все живое. Люди бежали оттуда, и все просили у богов прекратить пожар. Смилостивились боги и послали на землю ливни, потушившие огонь. А в том месте, где упали богатырь и птица, образовались огромные озера. Возлюбленная богатыря пришла на берег, где погиб ее друг, и горько заплакала. От ее слез одно озеро стало соленым. В наш и дни озера так и остались сцепленными между собой, как в схватке, ручьем. И теперь, по сотен лет, в этих краях не растут деревья, а в память о полыхавшем пожаре за озерами закрепилось название - Беле.
Легенда о Белом озере Томска.
Западная сибирь, город Томск. В его историческом центре на Воскресенской горе находится Белое озеро. Почему Белое? Говорят, что раньше оно было окружено берёзовой рощей. Ещё говорят, что водилась там особая белая рыба. Раньше это озеро называлось Ак-кул, что по-татарски значит белое, чистое. По преданию, выкопал его татарский вождь Эушта. Много лет тому назад он пас на высокой горе табун лошадей. Травы для лошадей здесь было вдоволь, а вот воды мало. Среди огромной берёзовой рощи один единственный крохотный родничок. А лошади без воды болеть начали и слабеть. Подумал Эушта и решил, что надо вырыть озеро. Весь день трудился Эушта и ему удалось сделать большой котлован, который тут же заполнился водой. Так среди берёзовой рощи на высокой горе появилось озеро. Говорят, что именно с этого места начал разрастаться город Томск.
Легенда об озере Балхаш.
О происхождении озера существует легенда, согласно которой, у богатого чародея Балхаша была красавица-дочь Или. Когда пришло время выдавать Или замуж, Балхаш объявил, что выдаст её только за самого богатого, красивого и сильного. Среди прибывших женихов были два сына китайского императора с караванами, груженными дорогими товарами, сыновья монгольского хана с табунами лошадей и серебром, а также молодые бухарские купцы с коврами и изделиями из слоновой кости. Однако был среди пожелавших попытать счастье и бедный пастух Каратал, который сразу же понравился невесте.
После состязаний, из которых Каратал вышел победителем, Балхаш с негодованием выгнал его. Однако Или ночью сбежала из родного дома и ускакала с избранником от злого отца. Узнав о побеге дочери, Балхаш наложил заклятие на возлюбленных, и они превратились в две реки, стремительно несущие свои воды с гор. А чтобы реки никогда не соединились, Балхаш упал между ними и стал седым от пенных волн озером