Ф. и. тютчев. основные мотивы лирики в xix века было много звучных имен, талантливых поэтов. среди них нам особенно дорог федор иванович тютчев. его стихи о пленительной красоте природы — одно из самых замечательных явлений поэзии. этот удивительный поэт начал с простого созерцания природы, но постепенно она стала для тютчева источником философских раздумий, ключом к собственной душе. природа в его стихах всегда одухотворена, она мыслит, чувствует, говорит: не то, что мните вы, природа — не слепок, не бездумный лик. в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык. «душу» природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех проявлениях. так, тютчев создал незабываемые поэтические картины «осени первоначальной», весенней грозы, летнего вечера, ночного моря, утра в горах. поэта принято называть певцом природы, тончайшим мастером стихотворных пейзажей, которые он рисует с удивительной художественной наблюдательностью и любовью. все в природе представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком». именно в изображении природы проявился романтизм тютчева: она очеловечена, насыщена красками, звуками, запахами, и все в природе правильно, совершенно, идеально. поэт запечатлел ее постоянно меняющийся облик, непрерывный процесс обновления. природа — сложный механизм, но ее силы, дополняющие друг друга и крепко связанные вместе, тем не менее находятся в противоборстве. тютчева всегда интересовали переломные, критические моменты, примером которых можно считать и столкновение природных сил — грозу. гроза не страшит поэта, напротив, он любуется ею. кажется, в каждой строфе стихотворения «весенняя гроза» звучит праздничная музыка весны, создается впечатление веселья, игры и забавы в природе. больше сочинений и
Непосредственность и прямота самовыражения - одно из важнейших свойств лирики. В лирическом творчестве "объект" и "субъект" художественного изображения близки друг другу и в большинстве случаев как бы сливаются: тем и другим является внутренний мир автора. Познание жизни здесь выступает, прежде всего, как самопознание. В этом одна из причин особого обаяния лирики. Читатель вступает с поэтом в тесный душевный контакт, который невозможен при восприятии эпических или драматических произведений. Самовыражение в лирике заметно отличается от выражения человеком своих мыслей в повседневности.