герой решил обмануть бабушкутак , как его совесть уже была подготовлена к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. Он решил избежать неприятностей и наказания, но это решение дается ему нелегко: он «даже чуть было не всплакнул», потом «приготовился к каре за содеянное злодейство». Он понимал, что совершил злодейство. Поэтому совесть начинает вершить свой суд: Бабушку надул, калачи украл. «А что если разбудить ее и все-все рассказать?» И на рыбалке он думает: «И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?» Мальчик вспоминает и о бабушке, и о матери, и о дедушке,ему вдруг становится жалко себя: «И меня некому». Но вот наступает переломный момент и когда Санька опять начинает учить его, как обмануть бабушку, передразнивает ее, герой решает: Не буду так делать! И слушаться тебя не буду ! и когда показывается лодка с бабушкой, от стыда он бежит прочь.
В повести находится описание внутренних качеств Эраста, позволяющее ответить на вопрос: что нашел Эраст в Лизе? Чем привлекла его сердце бедная девушка? Сердце молодого человека доброе, но «слабое и ветреное». Возможно, он устав от светских забав, ищет чего-то искреннего, настоящего и находит это в Лизе. Своей чистотой, простотой она и очаровывает его.
Читая эпизоды, в которых описывается, как Лиза не соглашается выходить замуж за богатого крестьянина, а Эраст, проигрывает все деньги, женится на богатой вдове, мы понимаем, что чувства обоих героев проходят «испытание богатством». Любовь Эраста не выдерживает этого испытания. Эраст дает Лизе сто рублей, словно бы желая откупиться от нее. Но в мире Лизы, где все определяется силой чувств, деньги не играют роли, в мире Эраста же все наоборот.