Первая часть произведения "Мёртвые души" - это по сути описание помещиков, которые стали настолько странными, что по сути и являются этими "мёртвыми душами." Однако, если Манилов и Коробочка ещё, можно сказать, лёгкий случай, то Ноздрёв и Собакевич - уже серьёзно давшие трещину люди. Ноздрёв во всём не имеет границ, а Собакевич - забыл о приличии! Но и они - все в здравом уме по сравнению с Плюшкиным. Плюшкин - это верх маразма, своеобразная вершина того, как низко морально упал человек. Хлебосольный хозяин превратился в обезумевшего скрягу-маразматика, у которого всё есть, но он настолько жаден, чсто даже гвозди ржавые по улице собирает. Портрет Плюшкина - это кульминация первой части гоголевских "Душ". Поэтому, Гоголь и заканчивает галерею помещиков Плюшкиным.
События, описанные в рассказе, произошли зимой 1839 года в Петербурге. Солдат Измайловского полка, Постников, стоял на посту, когда услышал крики о со стороны полыньи. Он понял, что кто-то тонет. Уйти с поста не мог, но и не мог оставить тонущего на произвол судьбы. Он ушел с поста и утопающего. Проезжающий мимо офицер, остановил сани, а солдат быстренько вернулся на пост. Пострадавшего увезли в караульню, с перепугу он ничего не помнил и не знал, кто его О случившемся офицер доложил подполковнику Свиньину. Тот доложил начальству. Офицера наградили медалью, а солдата Постникова высекли перед строем и унесли в лазарет. Солдат был доволен, потому что за то, что он ушел с поста его могли жестоко наказать, потому что это было нарушением Устава.