Тема вдохновенного труда во имя расцвета и могущества Родины стала одной из доминирующих в творчестве Гафура Гуляма послевоенной поры. Стихотворений, посвященных этому, – десятки, даже если говорить только о переведенных. Может быть, одно из самых впечатляющих – «Водителям „голубых кораблей“», где подчеркнуто выделяется еще и сегодня актуальный для Востока мотив равенства мужчины и женщины в труде, в общественных и семейных делах. Это и другие подобные стихотворения содержат живые картины природы Узбекистана. Они служат и оптимистическим фоном повествования, и незаменимым компонентом сюжета: земля с ее плодами – результат труда человека, героя стихотворений и поэм.
1.Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет Чацкий) 2.Какое личико твоё! Как я тебя люблю!(Молчалин) 3.Как платья, волосы, так и умы коротки.(Чацкий) 4.Уж коли горе пить, так лучше сразу, чем медлить, а беды медленьем не избыть.(Чацкий) 5. Когда из гвардии, иные от двора Сюда на время приезжали: Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали!(Чацкий) 6.В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.(Фамусов) 7. Упал он больно, встал здорово.(Фамусов) 1. "А судьи кто?" 2. "Блажен, кто верует, - тепло ему на свете!" 3. "И дым Отечества нам сладок и приятен!" 4. "Карету мне, карету!" 5. "Служить бы рад, прислуживаться тошно". 6. "Чины людьми даются, а люди могут обмануться". 7. "Ба! знакомые все лица!" 8. "Дома новы, но предрассудки стары". 9. "Счастливые часов не наблюдают". 10. "А у меня к тебе влеченье, род недуга". 11. "Я правду об тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи". 12. "Тогда не то, что ныне". 13. "Свежо предание, а верится с трудом". 14. "К лицу ль вам эти лица!" 15. "Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног". 16. "Я езжу к женщинам, да только не за этим". 17. "Послушай! Ври, да знай же меру!" 18. "В мои лета не должно сметь свое суждение иметь". 19. "- Лицом и голосом герой… - Не моего романа". 20. "Что говорит! и говорит, как пишет!" 21. "Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой". 22. "Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?" 23. "У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь". 24. "Похвальный лист тебе: ведёшь себя исправно". 25. "Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?" 26. "Мне в петлю лезть, а ей смешно". 27. " житья подлейшие черты". 28. "Господствует ещё смешенье языков: французского с нижегородским?" 29. "Учились бы на старших глядя: мы, например, или покойник дядя". 30. "Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два".
Павел Петрович Бажов родился в 1879 году в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. Мальчику повезло с учителем словесности. Тот сам любил русскую литературу и передал эту любовь своим ученикам. Десятилетний Бажов знал наизусть весь школьный сборник стихов Н.А.Некрасова. Павел Бажов мог стать священником - он окончил Пермскую духовную семинарию. Но стал учителем русского языка, преподавал сначала в Екатеринбурге, потом в Камышлове. Мирное течение жизни нарушила революция. В гражданскую войну Бажов воевал в Красной Армии, был в плену у белых, а после побега - в отряде красных партизан. После войны занялся журналистикой. Смолоду интересовался Бажов уральским фольклором, изучал народную мудрость. Ему были знакомы "тайные сказы" - устные предания, в которых сказка причудливо переплетались с реальной жизнью. Свои литературные произведения Бажов называл "сказами". В сказках этих действуют обыкновенные земные люди - такие, как Данила - мастер, старик Кокованя, девочка Даренка. Перед Великой Отечественной войной, в 1939 году, была напечатана книга сказов Бажова "Малахитовая шкатулка". Она сразу стала одной из самых популярных книг своего времени. Даже в суровые годы войны она стояла на втором месте по "читаемости".
Тема вдохновенного труда во имя расцвета и могущества Родины стала одной из доминирующих в творчестве Гафура Гуляма послевоенной поры. Стихотворений, посвященных этому, – десятки, даже если говорить только о переведенных. Может быть, одно из самых впечатляющих – «Водителям „голубых кораблей“», где подчеркнуто выделяется еще и сегодня актуальный для Востока мотив равенства мужчины и женщины в труде, в общественных и семейных делах. Это и другие подобные стихотворения содержат живые картины природы Узбекистана. Они служат и оптимистическим фоном повествования, и незаменимым компонентом сюжета: земля с ее плодами – результат труда человека, героя стихотворений и поэм.