Известный российский писатель В.Г. Короленко всегда становился на защиту бедных, обездоленных. В повести «Дети подземелья» он показал два мира детства: беззаботное - Васе, Сони и обездоленное - Валека, Маруси. Рассказывает читателям обо всех событиях Вася, сын судьи, мальчик из обеспеченной семьи. У него умерла мать, через горе отдалился от ребенка отец ... Казалось бы, куда же еще хуже? Но Вася знакомится с детьми, которые имеют гораздо больше проблем, чем он. И самая главная - проблема питания. Маленькая Маруся оправдывает даже кражу, поскольку, благодаря украденном, может утолить голод. Вася сравнивает Соню с Марусей. Он видит, что девочки разные не только внешне, но есть разница и в их поведении, хотя они и сверстники. Соня полненькая, кругленькая, «как мячик», веселая, беззаботная. Маруся худая, изможденная, сама не может ходить, ее голосок как серебряный колокольчик, едва слышно. Соня и Вася живут в красивом доме, Валек и Маруся - в подземелье из камня, который висотав с девушки румянец, веселье, смех и даже жизни. Вася понял, что есть на свете люди, которым живется хуже, чем ему самому. Дружба с Валеком и Марусей раскрыла глаза мальчику на жизнь. Став взрослыми, Вася и Соня клялись на могиле Маруси бедным и обездоленным.
Стремясь избавиться от наскучившего ему общения, андрей решает идти на войну. но была еще одна причина - болконский жаждет славы, хочет найти “свой тулон”, наполеон - его кумир. но в его желании нет ничего общего с действиями бориса друбецкого и берга. князь андрей говорит, что его стремление к славе - это желание сделать что-нибудь полезное для людей, а не карьеризм. он мечтал о славе, но увидел, что истинные герои сражений остаются в тени (тушин) , что великие военачальники делают вид, что приказы, а на самом деле все идет своим чередом. небо, голубое и бесконечно высокое, которое видит раненый в аустерлицком сражении болконский, так поражает его своим величием и необъятностью, что наполеон кажется ему лишь маленьким человеком в треуголке. не найдя славы, он возвращается домой, твердо решив жить только для себя. смерть жены лишь усугубляет духовный кризис князя андрея; он с головой уходит в хозяйственные дела — отходит от активной общественной деятельности, решает заняться воспитанием сына. из этого состояния его выводят слова пьера о том, что надо жить, действовать, любить.. николай ростов же является “золотой серединой” между нравственным совершенством князя андрея и пьера и столь “земными” образами множества иных героев “войны и мира”. нам подробно показана служба николая и его увлечения. его испуг в шенграбенском сражении вполне естествен и понятен простому человеку, его восторженное увлечение императором александром i было типично для молодежи того времени. по моему мнению, если человек не обладает качествами николая ростова, то его можно считать “подлецом в душе”, как каждого из семейства курагиных, бориса друбецкого, берга.. глубина характеров и естественность персонажей у л. н. толстого являются несомненным достоинством его произведений. в ходе повествования автор сам еще раз убеждается и подводит нас к тому, что никому нельзя отрываться от народа, обособлять себя, надо “сопрягать” свою жизнь с жизнями других людей. каждый человек должен стремиться к духовному совершенству, и остановки на этом пути недопустимы. неважно, каков этот путь, насколько он долог и труден, важно, что он
о чём-то потому что так надо