Саша Черный "Зеркало"
Кто в трамвае, как акула,
Отвратительно зевает?
То зевает друг-читатель
Над скучнейшею газетой.
Он жует ее в трамвае,
Дома, в бане и на службе,
В ресторанах и в экспрессе,
И в отдельном кабинете.
Каждый день с утра он знает,
С кем обедал Франц-Иосиф
И какую глупость в Думе
Толстый Бобринский сморозил...
Каждый день, впиваясь в строчки,
Он глупеет и умнеет:
Если автор глуп - глупеет,
Если умница - умнеет.
Но порою друг-читатель
Головой мотает злобно
И ругает, как извозчик,
Современные газеты.
"К черту! То ли дело Запад
И испанские газеты..."
(Кстати - он силен в испанском,
Как испанская корова).
Друг-читатель! Не ругайся,
Вынь-ка зеркальце складное.
Видишь - в нем зловеще меркнет
Кто-то хмурый и безликий?
Кто-то хмурый и безликий,
Не испанец, о, нисколько,
Но скорее бык испанский,
Обреченный на закланье.
Прочитай: в глазах-гляделках
Много ль мыслей, смеха, сердца?
Не брани же, друг-читатель,
Современные газеты...
<1908>
ТЕМА: Чтение газеты
ИДЕЯ: К чтению газет надо относиться с умом.
ПРОБЛЕМЫ которые поднимает автор: Читатель и газета. Обывательская критика современных газет. Манипулирование общественным сознанием с печати.
Саша Черный говорит, что дело не в газетах, а в самом человеке. А газета - своеобразное зеркало. Газеты печатают то, что вызывает читательский интерес. Но массовый читатель - хмурый и безликий. Его интересуют светские сплетни. Критикуя, он ни в чем не разбирается. Считает, что на Западе газеты лучше, однако ни одной из них не читал.
И в то же время, Саша Черный настойчиво проводит мысль, что человек стал зависим от газет, пережевывает постоянно их содержание, как корова жвачку. И даже больше. Читатель сравнивается с быком, обреченным на закланье, так как является жертвой своей привязанности:
Каждый день, впиваясь в строчки,
Он глупеет и умнеет:
Если автор глуп - глупеет,
Если умница - умнеет.
Мнением читателя можно управлять, так как оно зависит от автора статьи.
Глядя на полотно украинского художника В. Костецкого «Возвращение», мы словно переносимся в то время, когда фронтовики возвращались домой после Победы. По всей стране можно было увидеть миллионы таких же сцен.
На картине изображен невероятно волнующий момент. Солдат и его жена наконец-то встретились и стоят обнявшись в дверях. Из другой двери выглядывает пожилая женщина - мать солдата. Чтобы не упасть, она ухватилась за косяк двери. Маленький мальчик - сын солдата, тоже обнимает вернувшегося отца, хотя, судя по возрасту, вряд ли помнит его. Мы не видим лиц обнявшихся мужа и жены - солдат изображен спиной к зрителю, а женщина прижалась к нему и спрятала лицо у него на груди. Мы видим только руки женщины, обнимающие мужа.
Четко видно только лицо ребенка - скорее удивленное, чем радостное. Синяя рубашка ребенка - единственное яркое пятно на картине. Полотно выдержано в коричневых тонах, и этим оно разительно отличается от многих "парадных" картин и плакатов тех лет. В этой картине нет пафоса, она показывает действительность без прикрас.
По воспоминаниям современников, эта картина была представлена на Сталинскую премию, но оказалась слишком правдива для нее. Картину увидел Сталин и сказал: «Это не победитель!». И хотя на картине изображен солдат-победитель, в первую очередь это - человек, наконец-то вернувшийся с фронта домой.