Начнём с того, что все события и действия в «Словео полку Игореве» тесно переплетены с природными явлениями. Повествователь отожествляет природу с живым существом, которое сопереживает, страдает и радуется вместе с действующими персонажами поэмы.Благодаря чему природа как бы участникам действий побеждать в нелёгких боях во имя счастья всей родимой стороны, а не какого-то человека в отдельности. Тонкий знаток русской природы с неумолимой точностью описывает взаимодействие природы и человека в произведении. Чего только стоит красочное описание бегства Игоря из половецкого плена. Его путь пролегает вдоль реки Донец. Беглец нахваливает Донец за охрану ночью и за густоту прибрежной поросли днём. О преследователях и погоне Игоря настораживали крики юрких чаек… Сам Донец рисуется как «серебряный». На самом деле в его водах течёт растворённая порода известняка, которая и оседает на откосах и отмелях реки, блестя белым цветом на солнце, переливаясь серебром.
Жена князя Игоря «Ярославна, полная печали» взывает к ветру, могучему Днепру и солнцу о и сочувствии. То есть идёт прямой диалог людей с природой на всём протяжении поэмы. Природа отвечает, сочувствует, предостерегает, радуется и оплакивает («… а деревья печалию к земле преклонило… »). Природа непрерывно находится в тесном контакте с человеком, как полноценный собеседник и друг. Растения и деревья, бескрайняя степь, животные и птицы - воюют наравне с дружинниками. Решение князя о вступлении в поход против половцев сразу вызывает неодобрение, о чём говорит крик филина и солнечное затмение: «Солнце тьмою путь ему закрыло…»
Поэма читается на одном дыхании, она настолько мелодична, что льётся как песня с непрерывной сменой настроения сказителя, то спокойно течет дыханием ветерка на рассвете и трелями птах, то жестоко бьётся о крутой берег суровыми водами и тучами надвигающейся бури. Сложно подобрать ещё какое-то похожее произведение того времени, в котором настолько тесно переплетены судьбы и поступки представителей рода человеческого и среды, в которой они обитали. Это единство является негласным союзом человека с природой, чего так не хватает в современном мире. Союз в духовном и поэтическом смысле многократно усиливает эффект от прочитанного нами. Каждый эпизод поэмы «Слово о полку Игореве» многократно переплетён с природой. Исходя из этого можно судить о той важнейшей роли, которую играл окружающий мир в жизни людей той эпохи.
Родина… земля “оттич и дедич” - это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришел наш пращур жить навечно. Он был силен и бородат, в посконной длинной рубахе, соленой на лопатках, смышлен и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. На бугре над рекою он огородил тыном свое жилище и поглядел по пути солнца вдаль веков.
И ему померещилось многое - тяжелые и трудные времена: красные щиты Игоря в половецких степях, и стоны русских на Калке, и установленные под хоругвиями Дмитрия мужицкие копья на Куликовом поле, и кровью залитый лед Чудского озера, и Грозный царь, раздвинувший единые, отныне нерушимые, пределы земли от Сибири до Варяжского моря; и снова - дым и пепелища великого разорения… Но нет такого лиха, которое уселось бы прочно на плечи русского человека. Из разорения Смуты государство вышло и устроилось, и окрепло сильнее прежнего. Народный бунт, прокатившейся вслед за тем по всему государству, утвердил народ в том, что сил у него хватит, чтобы стать хозяином земли своей…
Многое мог увидеть пращур, из-под ладони по солнцу… ”Ничего, мы сдюжим”, - сказал он и начал жить. Росли и множились позади него могилы отцов и дедов, рос и множился его народ. Дивной вязью он плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга, - вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. Он назвал вещи своими именами и воспел свой труд. И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием и для потомков его стал родиной - землей оттич и дедич.
Чего только стоит красочное описание бегства Игоря из половецкого плена. Его путь пролегает вдоль реки Донец. Беглец нахваливает Донец за охрану ночью и за густоту прибрежной поросли днём. О преследователях и погоне Игоря настораживали крики юрких чаек… Сам Донец рисуется как «серебряный». На самом деле в его водах течёт растворённая порода известняка, которая и оседает на откосах и отмелях реки, блестя белым цветом на солнце, переливаясь серебром.
Жена князя Игоря «Ярославна, полная печали» взывает к ветру, могучему Днепру и солнцу о и сочувствии. То есть идёт прямой диалог людей с природой на всём протяжении поэмы. Природа отвечает, сочувствует, предостерегает, радуется и оплакивает («… а деревья печалию к земле преклонило… »). Природа непрерывно находится в тесном контакте с человеком, как полноценный собеседник и друг. Растения и деревья, бескрайняя степь, животные и птицы - воюют наравне с дружинниками. Решение князя о вступлении в поход против половцев сразу вызывает неодобрение, о чём говорит крик филина и солнечное затмение: «Солнце тьмою путь ему закрыло…»
Поэма читается на одном дыхании, она настолько мелодична, что льётся как песня с непрерывной сменой настроения сказителя, то спокойно течет дыханием ветерка на рассвете и трелями птах, то жестоко бьётся о крутой берег суровыми водами и тучами надвигающейся бури. Сложно подобрать ещё какое-то похожее произведение того времени, в котором настолько тесно переплетены судьбы и поступки представителей рода человеческого и среды, в которой они обитали. Это единство является негласным союзом человека с природой, чего так не хватает в современном мире. Союз в духовном и поэтическом смысле многократно усиливает эффект от прочитанного нами.
Каждый эпизод поэмы «Слово о полку Игореве» многократно переплетён с природой. Исходя из этого можно судить о той важнейшей роли, которую играл окружающий мир в жизни людей той эпохи.