например, по мнению стародума, человека не почитают по его заслугам перед отечеством, не ценят прямоту и искренность, как это было в петровские времена. то же самое и сейчас: высокое положение в обществе часто занимают люди неискренние, хитрые, беспринципные, порой непросвещенные. а честные, совестливые люди остаются на вторых ролях.
фонвизин говорит о низком уровне воспитания и о европейском «полуобразовании» молодежи. нанятых учителей митрофанушка не уважает, ничего не желает воспринимать, его знания поверхностны и примитивны, а любимое его занятие — гонять голубей. это во многом справедливо и сейчас. многие школьники ходят в школу не за знаниями, а просто потому, что «надо». только голубей не гоняют, вместо голубей у них — компьютерные игры. если же обеспокоенные родители отправляют своего ребенка-школьника на дополнительные занятия или, как в случае с митрофанушкой, приглашают репетиторов, то это имеет смысл только при условии, если преподаватель сумеет пробудить в ученике настоящий интерес к предмету.
Душой исполненный полет?
Иль взор унылый не найдет
Знакомых лиц на сцене скучной,
И, устремив на чуждый свет
Разочарованный лорнет,
Веселья зритель равнодушный,
Безмолвно буду я зевать
И о былом воспоминать?"
Для автора театр - место волшебное, навевающее воспоминания. Он восторгается им, а так же жалеет, что нынче там иные лица.
"Все хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Всё видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился — и зевнул..."
Онегин явился в театр далеко не чтобы смотреть представление, а для того, чтобы увидеть новые лица, "поглазеть" на дам.
В отличие от автора, который приходит посмотреть на старые знакомые лица, Евгений ищет там новизну.