Древнерусская литература совсем не похожа на русскую литературу Нового времени. Но она во многом отличается современных ей средневековых литератур Западной Европы. Произведения древнерусской литературы словесности 500- летней давности менее близки, понятны современному читателю, чем памятники античной литературы или фольклора, созданные сотни, а иногда и тысячи лет назад. Русские поэты и прозаики Нового времени множество раз обращались к сочинениям древнерусских книжников, но всё – таки не случайная русская литература ведёт свою родословную от более поздней эпохи — от ? V ІІІ столетия. Необычная красота и совершенство древнерусской словесности были по-настоящему открыты и оценены совсем недавно – ?? в.
В один из зимних вечеров на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик—бывший повар графини Тун. Тихо ворчал в своей будке цепной пес. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.
«…Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: – Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку. – Хорошо, – сказал незнакомец и встал. – Хорошо, – повторил он, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. – Хорошо! – громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков. – Слушайте, – сказал незнакомец. – Слушайте и смотрите. Он заиграл…»
Один из главных героев рассказа «Старый повар» – великий музыкант В. А. Моцарт. Однажды на окраине Вены в старом ветхом доме умирал повар, который всю свою жизнь проработал в графском имении. Чувствуя, что конец близок, он попросил свою восемнадцатилетнюю дочь позвать в дом первого встретившегося незнакомца с улицы. Он не любил священников, но ему необходимо было исповедаться перед смертью. Этим незнакомцем по воле случая стал молодой австрийский музыкант. Под влиянием музыки он накануне смерти получает счастье, которого был лишён всю жизнь. В данном произведении музыка играет главную роль, именно она понять и постичь тайны бытия: радость, слёзы, смерть и счастье. И Моцарт, и старый повар перед своей смертью получили наслаждение: старый повар в том, что вновь увидел свою жену Марту и весенний сад; а Моцарт – в том, что получил возможность создать одно из самых лучших своих произведений, которому нет аналога во всём мире. И после испытанного счастья и Моцарт, и старый повар обрели душевный покой.)
Древнерусская литература совсем не похожа на русскую литературу Нового времени. Но она во многом отличается современных ей средневековых литератур Западной Европы. Произведения древнерусской литературы словесности 500- летней давности менее близки, понятны современному читателю, чем памятники античной литературы или фольклора, созданные сотни, а иногда и тысячи лет назад. Русские поэты и прозаики Нового времени множество раз обращались к сочинениям древнерусских книжников, но всё – таки не случайная русская литература ведёт свою родословную от более поздней эпохи — от ? V ІІІ столетия. Необычная красота и совершенство древнерусской словесности были по-настоящему открыты и оценены совсем недавно – ?? в.