Когда бродя по окрестностям, Грэй встретил спящую в лесу Ассоль, которая показалась ему прекрасной, он стал расспрашивать о ней жителей Каперны, в частности трактирщика Хина Меннерса, но тот назвал ее безумной, «Корабельной Ассолью» . Правду рассказал пьяный угольщик, который в этот момент пил в этом трактире. Он поведал Грэю историю Ассоль и предсказание Эгля о принце, который прибудет на корабле с алыми парусами. Грэй купил две тысячи метров алого шелка и сделал для «Секрета» именно такие паруса, о которых говорил девушке Эгль.
Повествование начинается с описания возвращения Слепцова из села. В данном тексте присутствует объективный повествователь. Повествователь все знает о герое, его взгляд как бы сверху: «Когда на следующее утро, после ночи в мелких нелепых снах, вовсе не относившихся к его горю, Слепцов вышел на холодную веранду, так весело выстрелила под ногой половица, и на беленую лавку легли райскими ромбами отраженья цветных стекол». Автор-демиург в этом тексте, он знает каждую деталь, происходящую с героем. Он знает о всех действиях героя. О внутренних переживаниях повествователь тоже знает, и он с точностью передает поток сознания Слепцова: «А я умру – конечно. Это так просто. Сегодня же…».
Главный герой произведения – Слепцов. Он потерял сына. Сын, видимо, был единственным близким человеком, единственным утешением, надеждой. Оттого–то и удивляется Слепцов тому, что «сам он ещё жив», ведь гроб был наполнен «его жизнью».
Систему персонажей можно представить в следующем виде:
Девушка из дневника- СЫН => СЛЕПЦОВ <= БАБОЧКА -Иван
Основополагающий принцип этой системы следующий: эта система отражает тему жизни и смерти. Слепцов – главный герой произведения. Он стоит между этими двумя явлениями и ему предстоит сделать выбор. Сын – отражение линии смерти, бабочка – жизни. Можно сказать, что он стоит между двух огней.
Фабула данного произведения напоминает фабулу «Легкого дыхания» Бунина. Повествование начинается с «конца», т.е. сначала мы узнаем отца, видим, что он чем-то озабочен, но лишь потом узнаем о причине его переживаний (лишь во второй главе), в третьей главе узнаем о переживаниях сына, а в четвертой главе снова возвращаемся к переживаниям отца. Но в «Легком дыхании» такая фабула необходима для того, чтобы ощутить это легкое дыхание. В данном произведении, если поменять события местами, то будет описана не жизнь Слепцова, а жизнь самого мальчика, его смерть и реакция отца. Нам же, благодаря такой фабуле, удается увидеть лишь реакцию отца, которая, безусловно, является главным элементом в тексте.
Обычная фабула => жизнь мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, переезд в Петербург, смерть, горе отца, похороны мальчика в деревне.
Перевернутая фабула => горе отца, жизнь мальчика в деревне, переезд в Петербург, смерть, похороны мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, горе отца.
Не виден замысел автора при обычной фабуле. Внутренний конфликт героя (Слепцова) и является в рассказе Набокова сюжетообразующим. Т.о. автор «перевернул» фабулу, чтобы показать главный конфликт.
Автор разделил свой рассказ на четыре части, каждая из которых означает ступень: с каждым шагом Слепцов приближается к нервному срыву – обрыву, бездне. С каждой главой нарастает драматизм повествования. За четыре главы успевают пройти целые сутки: 1 глава – ночь, 2 – утро, 3 – день («после обеда»), 4 – ночь. За сутки Слепцов успел и подумать о смерти всерьез, и принять новую жизнь.
В тексте можно увидеть художественные детали. Деталь интерьера – «низкий плюшевый стул» - в буквальном смысле сопереживает герою. Проникается к нему сочувствием и читатель. Слепцов сидит, забившись в угол, «словно в приёмной у доктора». Данная, казалось бы, незначительная деталь подсказывает читателю: этот человек болен, нуждается в Он «медленно» (т.е. с трудом осознавая, что делает) смотрит на свою руку. Треснувшая капелька воска символизирует «трещину» в душе героя. Сильная деталь церковный крест, которая появляется в конце второй главы. Можно понять один из эпизодов этой главы: «Слепцов…свернул с тропы и…пробрался…к тому месту, где парк обрывался к реке», как попытку самоубийства. Слепцов, скорее всего, хотел утопиться в озере. «А над белыми крышами придавленных изб…слепо сиял церковный крест». Возникает образ религии, бога. Слепцов не смог этого сделать.
Обратим внимание на встречающиеся в произведении детали – символы. Бабочки, которых собирал сын Слепцова, - ассоциируются с определенными моментами: красота, стремительны
Судя по названию стихотворения “Голуби” (рис.2) мы понимаем что, речь пойдет о «диких и одомашненных птицах, преимущественно с серовато-голубым или белым оперением и большим зобом». [1.137] Так в Толковом словаре С.И. Ожегова объясняется слово «голуби», но, даже учитывая то, что определение слова знакомо каждому и название стихотворения состоит из одного существительного, художественное содержание слишком размыто, чтобы строить предположения. Поэтому, чтобы понять, что хотел сказать автор, называя свое произведение именно так, нужно прочитать все стихотворение.«Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела спелая рожь. Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.»Стихотворение начинается с описания природы перед грозой. И это описания передает чувство тоски и тревоги, а так же единение человека с природой, восхищение ее красками и просторами. «Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона. Всё притаилось... всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей.Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха. Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! — думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только словно пухла да темнела.» Обратим внимание на то, насколько природа близка душевным переживаниям автора. Настроение Тургенева можно понять, читая о поведении природы: «душный воздух» (душный - тяжелый для дыхания) [1.184] , «солнце светило горячо и тускло» (горячий - имеющий высокую температуру, тусклый - безжизненный, невыразительный) [1.141] , «все изнывало» (изнывать - мучить, изнурять) [1.241] , все это как бы давит, гнетет и оставляет за собой лишь печаль, тоску и ничего, кроме дискомфорта не приносит. Но чувства автора не столь монотонны, ведь по его словам он чувствовал изменения: «назревала гроза великая» (рис.3). По словарю С.И. Ожегова, гроза – это бурное ненастье с дождем, громом и молниями [1.146] . И, видимо, помимо затишья в душе писателя назревала буря. В сердце Тургенева та же непогода, тоска по родине, по близким и родным. Все эти чувства громоздятся одно на другое, и назревает «гроза».