Озеро Свитязь — одно из красивейших мест Украины, которое находится в Волынской области. В разные времена территория, на которой оно расположено, принадлежала Белоруссии, Литве, Польше. Со Свитязем связано много легенд, преданий, поверий. За основу своей А. Мицкевич взял легенду, согласно которой некогда богатый город спряталось под землю и воду, а его обитатели превратились в водоросли, наказывали чужаков. Так небесные силы народу избежать рабства, стать на колени перед поработителями.
Фольклорные символы в "Свитязь" А. Мицкевич использовал традиционные образы - символы, которые являются многозначными. Вода — символ плодородия, начала и конца всего сущего на Земле; в христианстве — это символ очищения от грехов, смерти и погребение, жизнь и воскресение из мертвых, честности и правдивости, силы. В "Свитязь" с водой (озером) связана тема смерти и возрождения народа, его духовной силы. Синий (голубой) цвет символизирует доверие, бесконечность, печаль. Это небесный цвет и цвет воды. В культуре христиан он также ассоциируется с вечной божественной силой. Означает также добродетель, добрую славу, верность. Белый цвет — символ невинности, чистоты, праведности, света, солнца, жизни, святости. У христиан традиционый белый обозначает родство с Богом. Одновременно белый имеет и противоположное значение: это знак смерти, пустоты, молчания. Поэт использовал различные значения белого цвета в "Свитязь".
Народ Туганового государства до прихода врагов жил счастливо и радостно. Однако с приходом угнетателей ("черной силы") жизни людей угрожает опасность: "Белое нас что-то обволакивает...". Белые цветы, в которые превратились девушки и женщины Свитязя, олицетворяют духовную чистоту и невинность, жизнь в соответствии с Божьими заповедями. Однако тем, кто угрожает всему "белому" (то есть чистом, свободному, добродетельному), цветы несут смерть. Лилия (купава) - символическое воплощение красоты и чистоты. В то же время она - и символ смерти, преданности, мести покойника, цветок Пресвятой Девы. Белые купавы в А. Мицкевича "Свитязь" олицетворяют духовную красоту народа, который борется за свою волю. Зеленый цвет - символ природы, молодости, плодородия, красоты, радости, жизни. Белые купавы в "письме зеленом" воплощают веру поэта в свой народ, в продолжение его жизнь, новое возрождение, свободное существование. Зелье - символ смерти и возрождение; магического воздействия на чувства, поступки человека, его судьбу; оберег от нечисти. В переводе А. Мицкевича "Свитязь" используется метафора "царь-зелье", подчеркивая мысль о том, что стремление к свободе - самое большое и самое сильное, которое живет в народе
борис григорьевич – племянник дикого. он один из самых слабохарактерных героев пьесы. сам б. говорит о себе: «уж ведь совсем убитый хожу… загнан, забит… »
борис. – добрый, хорошо образованный человек. он резко выделяется на фоне купеческой среды. но он по своей натуре слабый человек. б. вынужден унижаться перед своим дядей, диким, ради надежды на наследство, которое тот ему оставит. хотя сам герой знает, что этого никогда не будет, он, тем не менее, заискивает перед самодуром, терпя его выходки. б. неспособен защитить ни себя, ни любимую им катерину. в несчастье он только мечется и плачет: «ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! боже мой! дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь… злодеи вы! изверги! эх, кабы сила! » но силы этой у б. нет, поэтому он не в облегчить страдания катерины и поддержать ее выбор, увезя с собой.
варвара кабанова – дочь кабанихи, сестра тихона. можно сказать, что жизнь в доме кабанихи нравственно искалечила девушку. она тоже не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. но, несмотря на сильный характер, в. не решается открыто протестовать против них. ее принцип – «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» .
эта героиня легко приспосабливается к законам «темного царства» , легко обманывает всех окружающих. это сделалось для нее привычным. в. утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. «и я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало» .
в. хитрила, пока было возможно. когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому, нанеся кабанихе сокрушительный удар
дикой савел прокофьич – богатый купец, один из самых уважаемых людей города калинова.
д. – типичный самодур. он чувствует свою власть над людьми и полную безнаказанность, а потому творит, что захочет. «нет над тобой старших, вот ты и куражишься» , - объясняет кабаниха поведение д.
его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: «батюшки, не рассердите! голубчики, не рассердите! » но д. трудно не рассердить. он и сам не знает, в какое расположение духа может прийти в следующую минуту.
этот «жестокий ругатель» и «пронзительный мужик» не стесняется в выражениях. его речь наполнена словами типа «дармоед» , «езуит» , «аспид» .
но «нападает» д. только на людей слабее себя, на тех, кто не может дать отпор. зато д. побаивается своего конторщика кудряша, который слывет грубияном, не говоря уж о кабанихе. ее д. уважает, больше того, она единственная, кто понимает его. ведь герой иногда и сам не рад своему самодурству, но ничего не может с собой поделать. поэтому кабаниха считает д. слабым человеком. кабаниху и д. объединяет и принадлежность к патриархальному строю, следование его законам, и беспокойство по поводу наступающих изменений вокруг