динокий охотник берет на воспитание сиротку и ее кошку: их жизнь течет спокойно и размеренно: охотник добывает животных, сиротка (ее имя Даренка) готовит нехитрую еду. По вечерам Даренка любит слушать занимательные рассказы старого охотника. Ее любимый - про Серебряное копытце.
Найти Серебряное копытце - давняя мечта охотника. Но однажды, когда он был на охоте, волшебный козлик сам нашел дорогу к их с Даренкой дому. Однажды Даренка услышала стук: вышла из домика и увидела, как при каждом ударе из под копытца козлика вылетают драгоценные камни.
Когда охотник вернулся, он не узнал свою избушку: она вся сияла от разбросанных вокруг нее драгоценных камней. Охотник собрал их в шапку, теперь у них с Даренко появилась возможность жить-не тужить. Вместе с Серебряным копытцем пропала и кошка (она, скорее всего, была волшебная).
Печорин - образованный светский человек с критическим умом, неудовлетворенный жизнью и не видящий для себя возможности быть счастливым. Он продолжает галерею “лишних людей”, открытую Евгением Онегиным Пушкина. Белинский отмечал, что мысль изобразить героя своего времени в романе не принадлежит исключительно Лермонтову, так как в тот момент уже существовал “Рыцарь нашего времени” Карамзина. Белинский указывал также, что многим писателям начала XIX века приходила в голову такая мысль.
Печорин называется в романе “странным человеком”, так о нем говорят почти все остальные персонажи. Определение “странный” приобретает оттенок термина, за которым встает определенный склад характера и тип личности, и является более широким и емким, чем определение “лишний человек”. Подобного рода “странные люди” были и до Печорина, например в рассказе “Прогулка по Москве” и в “Очерке чудака” Рылеева.
Лермонтов, создавая “Героя нашего времени”, говорил, что ему “весело было рисовать портрет современного человека таким, каким он его понимает и насто встречал”. В отличие от Пушкина, он сосредоточивает внимание на внутреннем мире своих героев и утверждает в “Предисловии к журналу Печорина”, что “история души человеческой, хотя бы и самой мелкой души, едва ли не интереснее и не полезнее истории целого народа”. Стремление раскрыть внутренний мир героя отразилось и на композиции: роман начинается как бы с середины повествования и последовательно доводится до конца жизни Печорина. Таким образом, читатель заранее знает, что “бешеная гонка” Печорина за жизнью обречена на неудачу. Печорин проделывает путь, который совершали его романтические предшественники, показывая тем самым несостоятельность их романтических идеалов. Печорин попадает из “цивилизованного” мира в мир “детей природы”, на Кавказ, но и там он оказывается чужим, “лишним человеком”, и, кроме страданий и смятения, ничего не несет: он становится косвенным виновником гибели Бэлы, расстраивает жизни “честных контрабандистов”, из-за него рушится судьба княжны Мери.