Гринев с Савельичем выезжают в Белогорскую крепость, но у Бердской слободы они схвачены мятежниками. И снова провидение сводит Гринева и Пугачева, давая офицеру случай исполнить свое намерение: узнав от Гринева суть дела, по которому тот едет в Белогорскую крепость, Пугачев сам решает освободить сироту и наказать обидчика.
По дороге в крепость между Пугачевым и Гриневым происходит доверительный разговор. Пугачев отчетливо осознает свою обреченность, ожидая предательства прежде всего со стороны своих товарищей, знает он, что и «милости государыни» ему не ждать. Для Пугачева, как для орла из калмыцкой сказки, которую он с «диким вдохновением» рассказывает Гриневу, «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью; а там что Бог даст!» . Гринев делает из сказки иной нравственный вывод, чем удивляет Пугачева: «Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину» .
В Белогорской крепости Гринев с Пугачева освобождает Машу. И хотя взбешенный Швабрин раскрывает перед Пугачевым обман, тот полон великодушия: «Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать: таков мой обычай» . Гринев и Пугачев расстаются «дружески» .
Машу в качестве невесты Гринев отправляет ксвоим родителям, а сам по «долгу чести» остается в армии.
Сказки, и народные, и авторские - один из первых жанров литературы, с которыми знакомится ребенок. Для ребенка реальность и воображаемый мир неразделимы тесно переплетены друг с другом, поэтому именно сказки формируют представление о добре и зле. Добрые волшебники и коварные колдуны, путешествия за тридевять земель, борьба со злыми драконами, великанами и прочими отрицательными персонажами - все это очень интересно и увлекательно.
Слушая и читая сказки, мы развиваем воображение. А наблюдая за героями сказок, например, Иванами-Царевичами да Иванушками-дурачками, мы учимся отличать добро от зла, сочувствовать и сопереживать. Поэтому сказки очень важны, даже в двадцать первом веке, когда вместо сказочного ковра-самолета мы летаем на реальных самолетах и в любое время можем поговорить с родственником, живущим за тысячи километров от нас. Дело ведь не в сказочных предметах или самая волшебная сказка все равно рассказывает о людях, хороших и плохих, о вечной борьбе добра и зла. причем в сказке добро побеждает зло, чего не всегда можно достичь в реальной жизни. Может быть, именно поэтому мы так любим сказки.