Герой романа — лемюэль гулливер, хирург и путешественник, сна чала судовой врач, а потом и «капитан нескольких кораблей». первой удивительной страной, куда он попадает, стала лилипутия. после кораблекрушения путешественник оказывается на берегу. его связали крошечные человечки, размером не больше мизинца. убедившись в том, что человек-гора (или куинбус флестрин — так называют малютки гулливера) настроен миролюбиво, ему находят жилье, принимают специальные законы безопасности, обеспечивают его питанием. попробуйте прокормить великана! гость в день съедает столько, сколько 1728 лилипутов! с гостем беседует сам император. выясняется, что лили путы ведут войну с соседним государством блефуску, населенным тоже крошечными человечками. видя угрозу гостеприимным хозяевам, гулливер выходит в залив и притягивает на веревке весь флот блефуску. за этот подвиг ему жалуют титул нардака (самый высокий титул в государстве). гулливера радушно знакомят с обычаями страны. ему демонстрируют канатных плясунов. самый ловкий плясун может получить освободившуюся должность при дворе. лилипуты устраивают церемониальный марш между широко расставленных ног гулливера. человек-гора приносит присягу на верность государству лилипутия. насмешкой звучат ее слова, перечисляющие титулы малютки-императора, который именуется «отрадой и ужасом вселенной». гулливера посвящают в политическую систему страны. в лилипутии существуют две враждующие партии. что же служит причиной серь-раной вражды? сторонники одной являются низких каблуков, а другой — только высоких. лилипутия и блефуску в своей войне решают не менее «важный» «опрос: с какой стороны разбивать яйца — с тупого или же с острого. став неожиданно жертвой императорского гнева, гулливер убегает в блефуску, но и там все рады от него поскорей избавиться. гулливер сооружает лодку и отплывает. случайно встретив купеческое судно, он благополучно возвращается на родину. с собой он привозит миниатюрных овечек. автор утверждает, что они через несколько лет чрезвычайно расплодились.гулливер, волей морских волн превращенный в лилипута, становится любимой игрушкой глюмдальклич — королевской дочки. эта великанша обладает нежной душой, она заботится о своем маленьком человечке, заказывает для него специальный домик. лица великанов долгое время кажутся герою отталкивающими: норы — как ямы, волоски — как бревна. но потом он привыкает. умение привыкать и приспосабливаться, быть терпимым — одно из психологических качеств героя. королевский карлик оскорблен: у него появился соперник! из ревности подлый карлик подстраивает гулливеру множество гадостей, так, например, засовывает его в клетку гигантской мартышки, которая едва не уморила путешественника, нянча и запихивая в него еду. приняла за своего детеныша! гулливер простодушно рассказывает королю об обычаях того времени. король не менее простодушно объявляет, что вся эта — скопление «заговоров, смут, убийств, избиений, революций и высылок, являющихся худшим результатом жадности, лицемерия, вероломства, жестокости, бешенства, безумия, ненависти, зависти, злобы и честолюбия».
Ян Криштоф Залуский — главный герой. Калека, у которого от рождения нет рук; у него большая голова, бледное лицо «с подвижными острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами». «Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бороды». Ноги «длинные и тонкие», с их феномен», как его называет сопровождающий, «долгоусый» субъект, снимает с головы картуз, расчёсывает гребёнкой бороду, крестится и, наконец, пишет на белом листке «ровную красивую строчку»: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Эта фраза действительно стала, как её и называет Залуский, афоризмом, причём особенно расхожим в советское время. Но это, подчёркивал Залуский, не только афоризм, но и «парадокс». «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него», — говорит он позднее. Короленко, не раз показывавший болезни и человеческие увечья (вплоть до повести «Без языка», где положение человека в чужой стране придаёт понятию немоты философское звучание), подчёркивает парадокс Залуского не только для более острого изображения взаимоотношений между людьми (растерянное высокомерие доктора Дударова и достоинство Залуского) и не из педагогических целей, но ради утверждения центральной идеи всего своего творчества: «Жизнь... кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого — добро и счастье. Общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление». Именно врождённое несчастье Залуского ему выразить эту свою заветную мысль с особой УБЕДИТЕЛЬНОСТЬЮ.
На каникулах Васютка отцу на промысле. Пока взрослые ловили рыбу, мальчик ходил по тайге и добывал для них кедровые орехи. И однажды он заблудился в тайге. Увлёкся погоней за подбитым им глухарём и потерял ориентировку. А заблудиться в тайге очень опасно. Не то что для подростка, но и для любого взрослого. Потому что тайга очень велика, а людей в ней, бывает, не встретишь на протяжении сотен километров. Будь Васютка городским мальчиком, он бы наверняка сгинул в тайге. Но подросток с детских лет был приучен к общению с природой. Он много знал и умел для того, чтобы выжить в экстремальных условиях. Он умел добывать дичь, стреляя из ружья. Разводить костёр и готовить на нём пищу. Греться теплом этого костра, чтобы не замёрзнуть ночью. Знал разные приметы, по которым можно найти воду. Короче говоря, можно сказать, что он знал язык природы и умел понимать её. Именно эта наука выживания ему не только самому, но и сделать целое географическое открытие. Блуждая по тайге, он нашёл озеро, неизвестное людям. А в этом озере оказалось обилие ценной рыбы. Так что он ещё и взрослым получить хороший улов. И в честь юного смельчака озеру дали название — Васюткино озеро. Под таким названием оно даже значится на местных картах. Правда, на карте всей России название это не написано, а само озеро выглядит едва заметным пятнышком. Но всё равно не каждому в детском возрасте удаётся заслужить такую славу.