Творчество классика русской литературы графа А.К.Толстого нельзя назвать неизученным. И хотя в сознании массового читателя Толстой – это, прежде всего, поэт и драматург, к его прозе неоднократно обращались различные исследователи. В их числе Г.И.Стафеев, Д.А.Жуков, И.Г.Ямпольский, В.И.Кулешов, М.Г.Альтштуллер, И.В.Карташова, А.В.Федоров, С.Ф.Васильев и др. Наблюдения, сделанные ими, представляются ценными и учитываются в данной диссертации. Вместе с тем в изучении прозы Толстого остается еще немало неясных и открытых вопросов. Ранняя фантастическая и историческая проза традиционно рассматривается как два изолированных и самостоятельных этапа в творчестве писателя; связи ранней прозы Толстого с его романом не становились предметом специального исследования. До сих пор ввиду своей сложности наименее освещенными остаются вопросы о жанровой природе произведений Толстого и творческой эволюции писателя. Хотя о фантастической прозе Толстого существуют специальные работы, она еще не вполне раскрыта как художественное единство.
Проза Толстого представляет большое разнообразие жанровых форм и художественных решений. В ней раскрывается осмысление писателем современной российской действительности и национально-исторического поднимаются вечные вопросы любви, добра, справедливости, веры, творчества. В то же время, являя жанровое разнообразие, проза Толстого отличается внутренним единством. У писателя не было намеренного отказа в зрелый период от фантастики и перехода к историческим произведениям, эта динамика представляется вполне естественной. Предпосылки исторического романа закладываются в ранней фантастике, а фантастические элементы органично вписываются в исторический роман. Обращаясь к художественным произведениям, созданным Толстым в тот или иной период его творчества, представляется необходимым более подробно исследовать их жанровые особенности, а также проследить становление образов героев и развитие различных тем, идей и мотивов. Все это непосредственно отражает творческую эволюцию Толстого. Особенный интерес для исследования в этом свете приобретает ранняя фантастическая проза, в которой закладываются основы художественных образов и характеров, развиваемых Толстым в дальнейшем, а кроме этого формируется авторская манера и вырабатывается основные художественные принципы творчества, реализованные в последующих произведениях разных жанров.
Посвящение: "Для вас, души моей царицы".Лукоморье.
Песнь первая:
1) Пир в честь свадьбы Руслана и Людмила. 2) Вещая песнь Баяна,три соперника Руслана. 3) Людмила, похищена безвестной силой. 4) Награда в полцарства и Людмилу,в супруги. 5) Пещера Финна,.судьба похитителя Черномора. 6)История любви старца и Наины.
Песнь вторая:
1) Возвращение Рогдая и встреча с Фарлафом. 2) Предсказание Наины. 3) Людмила в замке Черномора,шапка невидимка. 4) Поединок,гибель Рогдая от руки Руслана.
Песнь третья:
1) Змея-Наина в замке колдуна. 2) Исчезновение Людмилы -невидимки. 3) Бой Руслана с Головой. 4) История брата Черномора. 5)Тайна силы Черномора и волшебный меч.
Песнь четвёртая:
1)Хан Ратмир в замке прекрасной Девы. 2) Руслан на пути к замку колдуна. 3) Коварство Черномора и Людмила в сетях колдуна. 4) Рога звон ,Руслан в обители злодея.
Песнь пятая:
1)Битва в облаках. 2)Потеря карлой бороды. 3)Спящая Людмила. 4)Голос Финна и возвращение домой. 5)Вечный сон Головы и рыбак Ратмир. 6)Коварство Наины и убийство Руслана Фарлафом.
Песнь шестая:
1)Возвращение предателя в Киев. 2)Ложь Фарлафа. 3)Воскрешение Руслана вещим Финном,волшебное кольцо. 4)Осада Киева и бегство печенегов от Руслана. 5)Пробуждение Людмилы. 6)Прощение Фарлафа и карлы,конец бедствий и пир.
- Нигилист, - проговорил Николай Петрович. - Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который... который ничего не признаёт? - Скажи: который ничего не уважает, - подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло. - Который ко всему относится с критической точки зрения, - заметил Аркадий. - А это не всё равно? - спросил Павел Петрович. - Нет, не всё равно. Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип.Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения.Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои.- Стало быть, по-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым? - Нет, есть: как между больным и здоровым. Лёгкие у чахоточного не в том положении, как у нас с вами, хоть устроены одинаково. Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет.Тёмная мягкая ночь глянула в комнату с своим почти чёрным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного, чистого воздуха.Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной - длинная, длинная дорога, а цели нет... Мне и не хочется идти.По-моему, или всё, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата. А то лучше и не надо.Под влиянием различных смутных чувств, сознания уходящей жизни, желания новизны она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за неё - и увидала за ней даже не бездну, а пустоту... или безобразие.Появление пошлости бывает часто полезно в жизни: оно ослабляет слишком высоко настроенные струны, отрезвляет самоуверенные или самозабывчивые чувства, напоминая им своё близкое родство с ними.Чему нельзя, о том и говорить стыдно.Какую клевету ни возведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того.Видишь, что я делаю; в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было.Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии "равнодушной" природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...
Творчество классика русской литературы графа А.К.Толстого нельзя назвать неизученным. И хотя в сознании массового читателя Толстой – это, прежде всего, поэт и драматург, к его прозе неоднократно обращались различные исследователи. В их числе Г.И.Стафеев, Д.А.Жуков, И.Г.Ямпольский, В.И.Кулешов, М.Г.Альтштуллер, И.В.Карташова, А.В.Федоров, С.Ф.Васильев и др. Наблюдения, сделанные ими, представляются ценными и учитываются в данной диссертации. Вместе с тем в изучении прозы Толстого остается еще немало неясных и открытых вопросов. Ранняя фантастическая и историческая проза традиционно рассматривается как два изолированных и самостоятельных этапа в творчестве писателя; связи ранней прозы Толстого с его романом не становились предметом специального исследования. До сих пор ввиду своей сложности наименее освещенными остаются вопросы о жанровой природе произведений Толстого и творческой эволюции писателя. Хотя о фантастической прозе Толстого существуют специальные работы, она еще не вполне раскрыта как художественное единство.
Проза Толстого представляет большое разнообразие жанровых форм и художественных решений. В ней раскрывается осмысление писателем современной российской действительности и национально-исторического поднимаются вечные вопросы любви, добра, справедливости, веры, творчества. В то же время, являя жанровое разнообразие, проза Толстого отличается внутренним единством. У писателя не было намеренного отказа в зрелый период от фантастики и перехода к историческим произведениям, эта динамика представляется вполне естественной. Предпосылки исторического романа закладываются в ранней фантастике, а фантастические элементы органично вписываются в исторический роман. Обращаясь к художественным произведениям, созданным Толстым в тот или иной период его творчества, представляется необходимым более подробно исследовать их жанровые особенности, а также проследить становление образов героев и развитие различных тем, идей и мотивов. Все это непосредственно отражает творческую эволюцию Толстого. Особенный интерес для исследования в этом свете приобретает ранняя фантастическая проза, в которой закладываются основы художественных образов и характеров, развиваемых Толстым в дальнейшем, а кроме этого формируется авторская манера и вырабатывается основные художественные принципы творчества, реализованные в последующих произведениях разных жанров.