Ладимир Мономах начинает свое произведение объяснением, что, уже сидя на санях» (то есть перед смертью, поскольку покойников по обычаю возили на санях любой поры года), он хочет оставить поучительные наставления своим детям.
Начинается произведение несколькими цитатами из Святого Писания, затем подается молитва к Богородице. Только после этого Мономах переходит собственно к поучение детям. Он дает детям наставление соблюдать заповеди Божьи, не лениться молиться постоянно. Не надо клясться именем Бога, когда говоришь правильные вещи, и тем более, когда говоришь плохие.
Не забывать убогих, уважать старших, заступаться за сирот и вдов, не давать сильным погубить человека.
Князья не должны лениться и полагаться на своих воевод, тивунів, до всего досматривать самим. Не уделять много времени питью, еды, сна на войне, не снимать с себя никогда оружия.
Предостерегает Мономах своих детей от обмана и блуда, которые уничтожают душу и тело.
Когда же они идут за данью, то не должны давать своим подчиненным издеваться над людьми.
Ко всем относиться с уважением независимо от их положения.
Жену свою любить, и не давать ей чрезмерной власти над собой.
Если чего не умеют или не знают, должны учиться.
В следующей части Мономах рассказывает о своей собственной жизни: ничего в жизни не давалось ему без усилия. Часто выходил на охоту и забил много зверей, приручал диких лошадей. Не раз был ранен: два тура диких подбрасывали его с конем, олень бил рогами, лось топтал ногами.
Все дела делал сам - и на войне и на охоте, днем и ночью.
Не давал в обиду бедных людей, следил и за церковным порядком.
Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место. Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий, символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, — таким Петербург предстает перед нами в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, многих писателей так называемой натуральной школы. Оценка Петербурга всегда была неоднозначна: ненависть и любовь сплетались воедино. Именно сюда стремились, будучи молодыми, самые выдающиеся деятели России, здесь они превращались в замечательных писателей, критиков, публицистов. В Петербурге осуществлялись их честолюбивые мечты. Но с другой стороны, здесь им приходилось терпеть унижение и нужду; город будто засасывал людей в болото -болото пошлости, глупости, показной роскоши, за которой нередко скрывалась крайняя нищета, и центром этого болота, сердцем Петербурга был знаменитый Невский проспект. Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект» писал; «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все». Петербург предстает перед читателем не просто как столица, грандиозный мегаполис с великолепными дворцами, прекрасными улицами и Невой, «одетой в гранит», а как оживший великан, обладающий своим лицом, своим характером, своими особенными привычками и капризами. И люди, в течение дня сотнями проходящие по Невскому проспекту, также являются носителями самых разнообразных характеров. «Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте!». Но несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, все же меж ними не создается ощущения общности, целостности. Единственное, что объединяет их, — место встречи, Невский проспект. Как будто «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе». И вот из этой людской мешанины встают перед читателем двое: поручик Пирогов и «молодой человек во фраке и плаще» -Пискарев. Первый хорошо ориентируется в современной ему действительности, он прекрасно знаком с «рулеткой» величественного города: риск, вечный риск, и если ты готов пойти на него, то Петербург — жестокий и беспощадный, но в то же время осуществлению самых сокровенных, самые безнадежных, самых нелепых мечтаний -станет твоим. Поручик идет на риск и оказывается в проигрыше, но для него в этом нет ничего необычного, а тем более трагичного. Он без особого труда справляется с охватившим его «гневом и негодованием», причем происходит это не без влияния Невского проспекта: «Прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился...». А вот другой персонаж — герой в плаще и фраке — следует примеру своего друга и так же, как он, проигрывает. Однако для него — одинокого и чужого в северной столице — этот проигрыш становится роковым. «Застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при случае превратиться в пламя», художник Пискарев доверяет Невскому проспекту всю свою жизнь, в то время как Пирогов, рискуя вроде бы всем, не теряет ничего. Для него это игра, а для Пискарева — жизнь. Тонко чувствующий мир человек не может в один день сделаться черствым и грубым, перестать верить миру, позабыть о разочаровании, которое принес ему знаменитый проспект. Параллельно ведущийся рассказ о двух героях, противоположных по характеру и судьбе читателю лучше понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичная ситуация, в которую попал поручик Пирогов, противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева. Точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта сочетается с вечерней, трагической пошлостью, с обманом, ведь «он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него...». Маленьким огоньком, пляшущим пред глазами, манящим за собой и заманивающим в опасные сети, представляет Н. В. Гоголь нам Невский проспект. Любому человеку трудно пережить испытания, выпавшие на долю Пискарева, тем более художнику. Автор пишет: «В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата». Для художника встреча с Невским проспектом, с его обитателями стала причиной краха всех надежд, она буквально опустошила его душу. Не видеть красоты мира — значит не хотеть жить, а когда красота на твоих глазах превращается ни во что, невольно задаешься вопросом: если это все мираж и призрак, то что же тогда реально? И реальным остается Невский проспект с его вечной загадкой и вечным обманом.
Тема отражена уже в заглавии. Но, говоря об одном, Цветаева сказала о другом. И о себе Автор стихотворения ещё очень юг, но, едва вступив в пору своей взрослость, обращается к воспоминаниям о детстве как к чудесному источнику счастливых мгновений жизни Стихотворен к непосредственно отражает конфликт, лежащий в основе произведения. Основная часть стихотворения посвящена картине которая обрамляется размышлениями уже повзрослевшей героини. Ее детство среди музыки и книг. Часто приходилось ей засиживаться допоздна и засыпать над любимой книгой. В тексте упоминается мать героини, видимо, именно она так же увлечена своей игрой, ев дочь чтением. И оживают в воображении герои любимых книг: Том Сойер, Гек Финн, индеец Джо, Принц, Нищий
Начинается произведение несколькими цитатами из Святого Писания, затем подается молитва к Богородице. Только после этого Мономах переходит собственно к поучение детям. Он дает детям наставление соблюдать заповеди Божьи, не лениться молиться постоянно. Не надо клясться именем Бога, когда говоришь правильные вещи, и тем более, когда говоришь плохие.
Не забывать убогих, уважать старших, заступаться за сирот и вдов, не давать сильным погубить человека.
Князья не должны лениться и полагаться на своих воевод, тивунів, до всего досматривать самим. Не уделять много времени питью, еды, сна на войне, не снимать с себя никогда оружия.
Предостерегает Мономах своих детей от обмана и блуда, которые уничтожают душу и тело.
Когда же они идут за данью, то не должны давать своим подчиненным издеваться над людьми.
Ко всем относиться с уважением независимо от их положения.
Жену свою любить, и не давать ей чрезмерной власти над собой.
Если чего не умеют или не знают, должны учиться.
В следующей части Мономах рассказывает о своей собственной жизни: ничего в жизни не давалось ему без усилия. Часто выходил на охоту и забил много зверей, приручал диких лошадей. Не раз был ранен: два тура диких подбрасывали его с конем, олень бил рогами, лось топтал ногами.
Все дела делал сам - и на войне и на охоте, днем и ночью.
Не давал в обиду бедных людей, следил и за церковным порядком.