Объяснение:
Ујлиханов Шоќан Шыѕєысўлы – ќазаќтыѕ ўлы єалымы: ориенталист, тарихшы, фольклоршы, этнограф, географ, аєартушы, демократ. Шын аты-Мўхаммедханафия, јжесініѕ бала кїнінде «Шоќаным» деп еркелетіп айтуымен, «Шоќан» аталып кеткен. Туєан жері-ќазіргі Ќостанай облысындаєы Ќўсмўрын кґлініѕ жаєасы. Арєы атасы-ќазаќтыѕ ўлы ханы –Абылай, Шоќан оныѕ шґбересі. Ґз атасы Ујли де хан болєан. Ал јкесі Шыѕєыс Ќазаќстанда хандыќ жїйе жойылып, аєа сўлтандыќтыѕ енгізілуіне байланысты, аєа сўлтан лауазымын иеленген.
«Жеті жўрттыѕ тілін білуге тиісті» хан тўќымы болєандыќтан, ауыл мектебінде оќып, арабша хат таныєан Шоќан араб, шаєатай тілдерін меѕгерген. Бўдан кейін оны јкесі сол кезде Сібірдегі еѕ таѕдаулы оќу орны деп есептелінетін Омбы кадет корпусына береді. Зерек те зерделі Шоќан мўнда «екі –їш жылдан кейін-аќ ґз кластарынан єана емес, ґзінен екі жас їлкендердіѕ класындаєыларды да басып озып шыєады» (Г. Н. Потанин) .
Кадет корпусын бітіргеннен кейін Шоќан Батыс Сібір генерал-губернаторыныѕ кеѕсесінде ќалдырылады. Ол 1855 жылы Ўлы жїзді Ќоќан хандыєыныѕ ыќпалынан шыєарып, Ресейге ќосу баєытында жўмыс істеу їшін ўйымдастырылєан экспедицияєа ќатысып, Семей, Аягґз, Ќапал арќылы Іле Алатауына дейін келеді, Жоѕєар ќаќпасына, Алакґл, Тарбаєатайєа саяхат жасайды. Осы сапарында ќазаќ, ќырєыз ауыз јдебиетініѕ їлгілерін, тарихы мен этнографиясыныѕ материалдарын жинап алады. Бўл еѕбегін жоєары баєалаєан генерал Г. Х. Гасфорт оны наградаєа ўсынады, јскери лауазымы бір сатыєа жоєарылап, поручик атаєын алады. Келесі жылы М. М. Хоментовский басќарєан јскери-єылыми экспедицияєа ќатысып, ќырєыз елін жете зерттеп, Ыстыќкґл аймаєыныѕ картасын жасасады.
Шоќанныѕ Ќашќарияєа сапары єалымдыќ, аєартушылыќ саласындаєы еѕбегініѕ жаѕа белеске кґтерілуіне жол ашты. Ќоќан хандыєыныѕ Ќашќардаєы консулы јрі саяси резидентініѕ кґмегімен Ќашќардыѕ экономикалыќ саяси ќўрылымын зерттеп, бўл халыќтыѕ тарихы мен этнографиясынан кґптеген материалдар жинайды. Ќашќар сапарынан «Алты шаћардыѕ, яєни Ќытайдыѕ Нан-лу провинциясыныѕ шыєыстаєы алты ќаласыныѕ жайы» атты еѕбегі дїниеге келеді.
Шоќаннан ќалєан мўраныѕ бірі-бейнелеу ґнеріндегі зерттеулері. Бўл еѕбектер оныѕ ґнердіѕ осы саласындаєы ќазаќтыѕ тўѕєыш профессионал суретшісі болєанын дјлелдейді. Ол негізінен портрет, пейжаз жјне халыќтыѕ тўрмыс-салтын бейнелеумен айналысќан. Одан 150-дей сурет ќалєан.
Науќасы меѕдегендіктен Петербургтан елге оралєан Шоќан туєан халќыныѕ екі жаќты ќанауда езілгенін кґріп, 1862 жылєы сайлауда Атбасар округыныѕ аєа сўлтаны болуєа талпынады.
Тјн ауруы мен жан ауруына шипа таба алмаєан Шоќан 1865 жылы Алтынемелде, Кґшкентоєай деген жердегі Тезек тґреніѕ ауылында ќайтыс болады.
Шоќанныѕ маѕдайына «жарќ етіп сґнген ќўйрыќты жўлдыздай» ќысќа єана єўмыр сїру жазылды. Біраќ ол аз єана єўмырында адам ќабілетініѕ єажайып мїмкіндіктерін, гуманизмніѕ биік ґресін, ўлтжандылыќтыѕ жалтаќсыз їлгісін, алєырлыќтыѕ ќайран ќаларлыќ ґнегесін барша болмысымен, наќтылы іс-јрекетімен дјлелдеп їлгерді.
Объяснение:
1-краткое сведение о писателе
Николай Семенович Лесков родился в 1831 году. Его отец служил чиновником в Орле и, как говорили о нем знакомые, отличался "глупым бессребреничеством". Поэтому Лесковы всегда жили небогато, а после смерти отца в семью пришла настоящая нужда. Лескову, которому было тогда шестнадцать лет, пришлось оставить гимназию. Он служил писцом в Орловской уголовной палате, затем, несколько лет спустя, перешел на службу в частную компанию "Шкотт и Вилькенс". Здесь по службе Лескову приходилось сопровождать крестьян-переселенцев, водить обозы с товарами, совершать торговые сделки.
Эти письма прочитал известный в свое время писатель И. В. Селиванов и нашел их "достойными печати", а в их авторе "прочил писателя". С 1860 года Лесков начал печататься. Сначала это были очерки и газетные статьи, затем появились рассказы. Лесков переезжает в Петербург и становится профессиональным литератором.
Лесков пришел в литературу уже зрелым человеком, с богатым запасом наблюдений, с широким и глубоким знанием народной жизни и с самостоятельным взглядом на нее. За тридцать с лишним лет литературной работы (он умер в 1895 году) Лесков написал много произведений разных жанров — романов, повестей, рассказов, очерков, статей. В его произведениях перед читателем предстает широкая панорама русской жизни. "Он пронзил всю Русь", — сказал о Лескове М. Горький.
2-тема произведения (о чем хотел сказать автор)
Рассказ "Тупейный художник" Лесков написал в 1883 году. Рассказ снабжен посвящением; "Светлой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 года" и эпиграфом: "Души их во благих водворятся". "Во благих" — в переводе с церковнославянского на русский значит: "среди святых, среди праведников". Посвящением и эпиграфом Лесков как бы указывает читателю, какова главная тема рассказа и каково отношение к ней автора.
В "Тупейном художнике" рассказывается о трагической любви крепостного парикмахера-"тупейщика" Аркадия — "чувствительного; и смелого молодого человека" и крепостной актрисы Любови Онисимовны, которую владелец крепостного театра граф Каменский захотел сделать своей наложницей. Молодые люди в отчаянии бегут, их ловят и после жестокого наказания актрису по приказанию графа ссылают на скотный двор, а парикмахера отдают в солдаты.
3-особенности композиции и языка произведения (все средства худ. выразительности)
В "Тупейном художнике" Лесков следует художественным законам народного рассказа, народного предания, которое, сохраняя главную историческую суть явления, свободно обращается со всем остальным: нарушает хронологию, переиначивает детали, подчиняя их главному замыслу. Так создается фольклорный художественный образ, который, не являясь точным изображением одного какого-либо факта или явления действительности, выражает собой сущность всего ряда аналогичных фактов и явлений, то есть выражает эпоху. Лесков описывает не один из эпизодов не судьбу определенных людей — он изображает эпоху, эпоху крепостного права. Его рассказ закономерно приобретает черты народного эпоса. Резко, определенно, одной краской, вполне в фольклорной традиции, изображает Лесков крепостников — графа Каменского и его брата. Первый "был так страшно нехорош, через свое всегдашнее зленье, что на всех зверей сразу походил", второй же "был еще собой хуже".
4-мысли, чувства которое вызывает произведение
История, рассказанная в "Тупейном художнике", не могла окончиться счастливо, это было бы не характерно для эпохи, и Лесков остается верен правде жизни. Герои рассказа дважды оказываются близки к достижению заветной цели, но оба раза все их усилия и надежды разрушает, на первый взгляд казалось бы, непредвиденный случай: в первый раз — предательство попа, во второй — алчность кабатчика. Но Лесков дает понять, что оба эти случая вовсе не случайны, они в нравах эпохи.