Тот, кто по-настоящему любит природу, всегда оценит ее простое и естественное великолепие даже в шумном городе, погруженном в свои обыденные заботы. Но лишь приход снежной и морозной зимы может в полной мере раскрыть все прелести этой чудесной поры, раскрывающей пыльному и серому городу свои белоснежные объятия.
Затаив дыхание, мы наблюдаем волшебное преображение города, постепенно меняющего свой суровый и суетливый облик под пушистыми хлопьями мягко ложащегося на дома и дороги снега. Это чудесное действо завораживает и заставляет думать, что и в реальной жизни возможна сказка, словно в детстве, покоряющая сознание того, кто верит в истинную красоту и романтику.
Белые тротуары, оледеневшие витрины магазинов, покрытые снегом деревья и клумбы – эта картина радует глаз своей необычайной и непривычной для многолюдного города умиротворенностью. И даже вечно спешащие автомобили и пешеходы замедляют свой бег, словно забыв о своих делах и заботах, целиком отдавшись этой зимней морозной гармонии.
Эпохой древнерусского музыкального искусства принято называть исторически очень большой отрезок времени, охватывающий более восьми столетий, с момента возникновения Русского государства (IX в.) до петровских реформ (конец XVII в.). Она подразделяется на несколько этапов, которые совпадают с общеисторической классификацией: а) Киевская Русь, б) Новгород и другие города в борьбе с монголо-татарским нашествием, в) централизация феодальных княжеств вокруг Москвы. Каждый из этапов имеет свои ярко выраженные особенности музыкальной культуры. Вместе с тем они объединены принципиально общими чертами.
Развитие русского музыкального искусства до XVII в. происходило в двух противостоящих друг другу областях — народной и церковной музыки. К числу древнейших видов народного искусства принадлежали обрядовые и трудовые песни (см. Фольклор). Практически все события жизни человека — рождение, детские игры, свадьба, проводы зимы, весенний сев, сбор урожая и т. д. — сопровождались пением и плясками. В народной среде выделился слой профессиональных музыкантов — скоморохов, которые ходили от одной деревни к другой, пели, играли на музыкальных инструментах, устраивали представления. Иногда они нанимались на службу к какому-нибудь князю, иногда в своих путешествиях становились также и купцами. Так, например, к числу первых принадлежал киевский сказитель Боян, воспетый в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и одноименной опере М. И. Глинки. Фигура этого легендарного сказителя встает перед нами и во вступительных строках «Слова о полку Игоревен — замечательного памятника древнерусской литературы XII в..