Дворовые Троекурова жили в плохих условиях, боялись своего хозяина. Достаточно в подтверждение этих слов вспомнить описание псарни Трекурова. С посещения Дубровским этой псарни и начался конфликт соседей, бывших друзей. В доме Троекурова, в отличие от дома Дубровского, отношения хозяина и дворовых строились на страхе и беспрекословном рабском подчинении. В то же время крепостные Троекурова гордились богатством и положением своего хозяина, и они позволяли себе свысока относиться к соседям, надеясь на покровительство своего господина. И к ссоре Троекурова с Дубровским, и к несправедливому поступку своего хозяина по отношению к бывшему другу, крепостные Троекурова относились с позиции рабского поклонения. Автор не упоминает ни одного дворового по имени, это общая серая масса послушания. Иные крестьяне Дубровского. Они на стороне своего господина, пусть небогатого, но благородного. Их хозяин относится к ним, уважая в них человеческие достоинства. Вот о дворовых Дубровского Пушкин и пишет иначе. У них есть имена, характеры. Отношение к ссоре двух господ ясно высказал кучер Антон. Он признался сыну своего бывшего хозяина Владимиру Дубровскому, что весь люд пойдет за ним, что им никого не надо, кроме их "кормильца". Так и случилось. После пожара все крепостные Дубровского уходят за ним - в разбойники. Они преданы своему новому хозяину и верят, что именно он вершит правое дело.
Полноценной и высококачественной книга считается только тогда, когда все в ней предусмотрено, чтобы читатель мог легко разыскать ее среди многих тысяч других и без затруднений работать с нею — хорошо изучать в полном объеме, отыскивать материал на интересующую тему, а также когда художественно-техническое оформление изданной книги (то есть шрифт, формат, поля, иллюстрации, украшения восприятию авторской мысли, образов, фактов, а не затрудняет его.
Сочинение автора в изданной книге обрастает книжными элементами, что делает её удобной в обращении. Эти элементы, а именно выходные сведение об издании книги,, позволяющие опознать книгу среди других и узнать самое основное о ней, указатель заголовков издания, указатели предметов, имен, названий, материалы о которых можно найти на страницах книги, тексты разобраться в сложностях содержания сочинений , текст, позволяющий познакомиться со всеми особенностями печатаемого произведения и т.п.
Кроме того, в изданной книге сочинение автора получает другое художественно-техническое воплощение, поэтому читатель эффективнее воспринимает содержание и форму издания, не говоря уже об эстетическом наслаждении от книги как оригинального произведения искусства, что также не может не влиять на ум и чувства читателя.