По мнению писателя, погубившие героя повести демоны явились не столько из дьявольского подземелья, сколько из тёмных бездн человеческих душ – душ, поражённых тяжёлым недугом. В мире всюду пороки: воровство, ложь, алчность, невежество, прелюбодеяние, пьянство. В подтексте повести "Вий" настойчиво звучит вопрос о том, кто же действительно страшен: уродливый вий с огромными веками, все эти летающие гробы и мертвецы или несчастный Хома Брут, который перед каждым приходом в Церковь вместо того, чтобы усиленнее пытается заглушить страх вином и пустыми словами о том, что ему "совсем не страшно". Разгул злых сил ночью - это результат того, как человек прожил день. Хома живет без Бога, поэтому его молитва, кощунственно смешанная с заклятиями, бессильна, а душа, за которую ведется ожесточенная борьба, оказывается бес Знаменателен и финал повести: оскверненную церковь предают полному запустению, разгул нечистой силы в церкви свидетельствует о падении нравственных устоев жителей хутора. Этот финал можно назвать пророческим, если вспомнить советский период нашей истории. Храмы разрушали, использовали как складские помещения, тюрьмы, кинотеатры, спортзалы: Напомню о судьбе Даниловского монастыря, где сначала был похоронен Н. В. Гоголь Зло фантастического мира у Гоголя тесно взаимодействует со злом реальной действительности, а все мистические события во многом обусловлены жизненными установками и поведением самих людей. Товарищей Хомы ничуть не вразумляет его гибель, и вместо того, чтобы в церкви об упокоении его души, идут "поминать" несчастного товарища в кабак.
Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как орлы”. Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М.Лермонтов и Л.Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М.Ю.Лермонтова, которого в своё время поразила поэма “Кавказский пленник”. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова: И хладен блеск его очей... ...Чувства, страсти, В очах навеки догорев, Таятся, как в пещере лев, Глубоко в сердце... Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма “Беглец”, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов. Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро “удар кинжала пресёк несчастного позор”, мать его лишь “хладно отвернула взор”. Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе три дня жизни на свободе.
Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлёт...
Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
Прекрасен ты, суровый край свободы! И вы, престолы вечные природы.
Наконец, сам поэт в стихотворении “Кавказ” восклицает:
В повести "Капитанская дочка", была любовь, взаимная, чистая, светлая, настоящая любовь. Ради Марьи Гринев был готов на все, даже отдать жизнь на дуэли за честь своей любимой, он не бросил ее в плену у Пугачева, он знал, что только он сейчас остался у нее, она в нем она нуждается. Она тоже отвечала ему взаимностью, вспомним тот момент, когда Гринев, с Швабрина попал в тюрьму, именно она, Маша, вытащила его от туда, она поехала к самой императрице, и своему любимому. Он жертвовал собой ради нее, она готова была на все ради него. Еще что-нибудь сами добавите, в концовку))
В подтексте повести "Вий" настойчиво звучит вопрос о том, кто же действительно страшен: уродливый вий с огромными веками, все эти летающие гробы и мертвецы или несчастный Хома Брут, который перед каждым приходом в Церковь вместо того, чтобы усиленнее пытается заглушить страх вином и пустыми словами о том, что ему "совсем не страшно". Разгул злых сил ночью - это результат того, как человек прожил день. Хома живет без Бога, поэтому его молитва, кощунственно смешанная с заклятиями, бессильна, а душа, за которую ведется ожесточенная борьба, оказывается бес Знаменателен и финал повести: оскверненную церковь предают полному запустению, разгул нечистой силы в церкви свидетельствует о падении нравственных устоев жителей хутора. Этот финал можно назвать пророческим, если вспомнить советский период нашей истории.
Храмы разрушали, использовали как складские помещения, тюрьмы, кинотеатры, спортзалы: Напомню о судьбе Даниловского монастыря, где сначала был похоронен Н. В. Гоголь
Зло фантастического мира у Гоголя тесно взаимодействует со злом реальной действительности, а все мистические события во многом обусловлены жизненными установками и поведением самих людей. Товарищей Хомы ничуть не вразумляет его гибель, и вместо того, чтобы в церкви об упокоении его души, идут "поминать" несчастного товарища в кабак.