великий поэт александр сергеевич пушкин с детских лет известен любому человеку, получившему своё образование и воспитание в россии. с самых первых шагов сознательной нашей жизни мы знакомимся с произведениями а.с.пушкина и затем не расстаёмся с ними уже никогда. так легко и незаметно поэт становится частичкой души каждого россиянина, и уж тем более каждого человека. еще со школьной скамьи мы помним бессмертные строчки его стихов, и, среди них, – незабываемые, будоражащие детское воображение, захватывающие и величественные образы пушкинской «полтавы»:
военная тема далеко не случайно заняла одно из наиболее значимых мест в творчестве а.с.пушкина. детство поэта совпало с великим и, одновременно, трагическим периодом в не только российского государства, но и всей европы. это была эпоха наполеоновских войн. многосоттысячные и многонациональные армии передвигались из конца в конец несчастной европы, разоряя её население, разрушая сёла и города, целые государства стирая с лица земли.
принимала участие в этих войнах и армия, прославляя свои знамёна славой побед, но и терпя иногда первые за последние сто лет крупные поражения. особенно чувствительным в то время для национальной гордости великороссов стало поражение от французов под аустерлицем, в чехии, на территории тогдашней австрийской империи, союзницы россии в этой войне. война эта закончилась унизительным и невыгодным для россии миром с наполеоном, заключённым в г.тильзите. александру пушкину было тогда ещё только восемь лет, но и в его душе эта психологическая травма оставила неизгладимый след. много лет спустя, в стихотворении, посвящённом борьбе россии с наполеоном («наполеон», 1821 он напишет следующие, говорящие за себя строки:
П.И Чайковский
М.И Глинка
Н.А Римский-Корсаков
С.С Прокофьев
М.Мусоргский
Объяснение:
В финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стола».
М. И. Глинки написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Примеры – фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).
А. П. Бородина, использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы -«Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты..».
Увертюра» и тема князя Игоря звучит в выдержанных тонах, мелодии спокойные и плавные, очень образно изобразил врага - войско половцев –
«Половецкие пляски» и «Марш» стали незабываемыми и яркими .
«А. П. Бородин.
Н. А. Римский -Корсаков . В своих симфонических произведениях и операх, композитор использует мелодии разного характера : Это белочка, в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во Саду ли, в огороде» .
В опере «Золотой петушок» звучит тема царя и шествие войска на войну .Композитор так же использовал русские мотивы . Опера – сказка «Снегурочка» (песни Леля, каждая как бы соткана из народных напевов. Именно эти песни и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью)
Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням.
В замечательном 3-м концерте для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова фортепиано, как солист, просто и тихо запевает свою мелодию, которую затем, как хор, подхватывает оркестр. «Я хотел, - писал Рахманинов, - спеть мелодию на фортепиано, как поют её певцы».
М. Мусоргский опера «Хованщина» - в опере звучат мелодии, очень похожие на народные, и подлинные русские народные песни.
С. С. Прокофьев: хор из кантаты- «Вставайте, люди русские…» ,в опере «Повесть о настоящем человеке» звучит русская народная песня «Зелёная рощица».