Пушкин подробно объясняет это, в строфе XI шестой главы.
XI
Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце. "Но теперь
Уж поздно; время улетело.. .
К тому ж – он мыслит – В ЭТО ДЕЛО
ВМЕШАЛСЯ СТАРЫЙ ДУЭЛИСТ;
ОН ЗОЛ, ОН СПЛЕТНИК, ОН РЕЧИСТ.. .
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
НО ШЕПОТ, ХОХОТНЯ ГЛУПЦОВ... "
И ВОТ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНЬЕ!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Как видим, Онегин, считавший себя человеком, не зависящим от общества, на самом деле таковым не является. Его страшит и Зарецкий, передавший ему письменный вызов Ленского на дуэль, потому что «ОН ЗОЛ, ОН СПЛЕТНИК, ОН РЕЧИСТ» , и «ШЕПОТ, ХОХОТНЯ ГЛУПЦОВ» , которые обязательно осудят человека, отказавшегося от дуэли, то есть его страшит «ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНЬЕ».
Объяснение:
Думаю, конфликт в рассказе заключен в этих жестоких строчках:
Дело в том, что герой рассказа - лесник Фома, нелюдимый и довольно угрюмый человек, очень остро понимает чувство долга и чувство ответственности. Охраняя лес и не давая возможности рубить и выносить его, он просто выполняет свою работу. Но так называемым "добрым людям" (определение Тургенева) это настолько не нравится, что они готовы сжить его со свету. Несмотря на то, например, что Фома один воспитывает двух детей, младший из которых еще лежит в колыбели.
Между тем Бирюк (так его прозвали) по натуре совсем не злой и не жестокий человек. Об этом говорит хотя бы случай в конце рассказа, когда лесник отпускает провинившегося мужика. Рассказчик не зря называет его в итоге - славный малый.
**
Бирюк у Тургенева представляет собой закон и справедливость. Его обязанность - защищать лес от любого вреда, за это он получает жалованье. Мужики, которым он не позволяет разворовывать лес, смотрят на него как на врага. В результате перед нами конфликт - между чувством долга и необходимостью: ведь мужики воруют лес не от хорошей жизни, им тоже нужно как-то выживать.