Кузне́цкий Алата́у (от тюрк. ала — «пёстрый» и тау — «горы») — низко - средневысокое нагорье в системе Саяно-Алтайской горной области на юге Западной Сибири, протяжённостью около 300 км с юга на север и шириной до 150 км. Наибольшая высота — 2217 м (плато Старая Крепость)[1]. Кузнецкий Алатау представляет собой не единый хребет, а состоит из нескольких хребтов средней высоты, между которыми находятся долины рек. Является водоразделом рек Томь и Чулым (притоки Оби).
На западе ограничен Кузнецкой, а на востоке Минусинской котловиной. На юге граничит с Абаканским хребтом Западного Саяна, на севере чёткой границы не имеет. Нагорье включает в себя горный хребет Поднебесные Зубья.
Простирается субмеридиально, круто поднимаясь над лежащей к западу Кузнецкой котловиной и полого опускаясь на восток в сторону Минусинской впадины. Протяженность — около 300 км, шириной — до 150 км. Вершины в южной части достигают высоты 2000 м над уровнем моря. В северном направлении высота постепенно уменьшается и у северной оконечности составляет около 300 м. Общий облик определяется преобладанием низких выровненных водоразделов, над которыми возвышаются отдельные средне-горные вершины как следствие избирательной денудации и неотектонических поднятий массивов магматических горных пород (горы Пух-Таскыл — 1820 м, Б. Таскыл — 1447 м, Б. Каным — 1872 м, Крестовая — 1549 м) и др. Характерен значительный контраст уплощенных водоразделов и глубоких долин pек Белый и Чёрный Июс, Кия, Средняя Терсь, Нижняя Терсь, Верхняя Терсь и др. Наблюдается несколько поверхностей выравнивания, что подчеркивается ярусностью рельефа.
В центральной части нагорья, на территории Кемеровской области, в 1989 году был создан заповедник «Кузнецкий Алатау» площадью 401,8 тыс. га.
Лотос закрывает вечером свои лепестки и возвращается обратно в мутную болотную воду, чтобы вынырнуть только на восходе солнца и, сияя, раскрыться. Таким образом, он олицетворяет незапятнанную красоту и нетронутую чистоту в загрязненной среде. Лотос - распространенный и многозначный символ в китайской, японской, индийской и египетской традициях. Это образ истока мира, производительной силы, развертывания бытия, он выступает в качестве символа возрождения, красоты, жизни, счастья, чистоты и духовности. Раскрываясь с рассветом и закрываясь на закате, лотос олицетворяет возрождение Солнца, а значит, и любое другое возрождение, возобновление жизненных сил, возращение молодости, бессмертие. Восточная традиция использует лотос для обозначения трех этапов в духовном росте человека: невежество, попытку его преодоления и обретенное понимание.
В буддизме лотос служит традиционным символом чистоты. Это символ просветления Будды. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым. Подобно этому «существа, рожденные в одном из миров сансары, но искренне практикующие учение Будды со временем избавиться от омрачений». Лотос - один из наиболее признанных и досконально продуманных буддийских символов. Каждое важное и почитаемое божество в буддизме ассоциируется с лотосом. Обычно в изображениях божеств они либо сидят на нем, либо держат его в руках.
В буддизме лотос символизирует изначальные воды, духовное раскрытие, мудрость и нирвану. Лотос посвящен Будде, "Жемчужине Лотоса", явившемуся из лотоса в виде пламени. Это образ чистоты и совершенства: вырастая из грязи, он остается чистым - так же, как Будда, рожденный в мире. Будда считается сердцем лотоса, он восседает на троне в виде полностью раскрывшегося цветка.