ИНТОНАЦИЯ — лингвистический термин, применяемый в двух значениях. В более точном смысле под И. понимается система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании (словосочетании) .
Одной из важнейших функций интонации целого словосочетания является определение законченности или незаконченности высказывания; именно — законченность И. отделяет фразу, завершенное выражение мысли от части предложения, от группы слов. Ср. И. двух первых слов во фразах: «Вы куда? » и «Вы куда идете?» . Разумеется, носителем этой И. может являться и отдельное слово и даже отдельный слог. Ср. «Да? » — «Да» .
Другой не менее важной функцией интонации целого словосочетания является определение модальности высказывания — различение повествования, вопроса и восклицания.
1. Повествовательная или изъявительная И. характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущих слогов. Самый высокий тон называется интонационной вершиной, самый низкий — интонационным понижением. В простой несложной повествовательной фразе обычно бывает одна интонационная вершина и одно интонационное понижение. Там, где повествовательная И. объединяет более сложный комплекс слов или словосочетаний, отдельные части последнего могут характеризоваться или повышением или частичным понижением И. (особенно часто понижение И. наблюдается в перечислениях) , но менее низким, чем конец фразы. В таких случаях повествовательная фраза может содержать либо несколько вершин и одно заключительное понижение, либо несколько понижений, менее низких, чем заключительное.
2. Вопросительная И. бывает двух основных типов: а) в тех случаях, где вопрос касается всего высказывания, наблюдается повышение тона на последнем слоге вопросительной фразы, более сильное, чем отмечавшееся выше повышение голоса в повествовательной фразе (последняя, будучи оборвана на повышении, создает впечатление незаконченности высказывания, чего нет после повышения вопросительной И.) ; б) вопросительная И. характеризуется особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос. От положения этого
слова в начале, конце или середине фразы зависит, разумеется, остальной ее интонационный рисунок.
3. В восклицательной И. необходимо различать: а) И. собственно восклицательную, характеризуемую более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова; б) И. побудительную с многочисленными градациями, от и побуждения до решительного приказания; И. последнего характеризуется понижением тона, близким к повествовательной И.
Эти виды И. иногда объединяются исследователями в понятие И. логических, т. е. И. , определяющих характер высказывания, и противопоставляются И. эмоциональным, т. е. И. аффективно деформированной речи.
Наконец третьей, не менее важной функцией И. является соединение и разъединение синтагм — слов и словосочетаний — членов сложного целого. Ср. например И. фраз: «Рукав был запачкан весь в крови» , «Рукав был запачкан, весь в крови» и «Рукав был запачкан весь, в крови» . Впрочем, как ясно из этого примера, изменение И. , выражающее изменение синтаксической формы словосочетания, теснейшим образом связано здесь и с изменением ритмических отношений, в частности с распределением пауз (см.) .
В более широком смысле термин И. и применяется для общего обозначения мелодически-ритмически-силовых средств речевой выразительности. См. «Мелодика» , «Ритм» , «Ударение» . О графической передаче И. — см. «Пунктуация»
Этим летом я с двоюродным братом костей были в деревне у бабушки. И мы однажды решили пойти в лес, за грибами. Погода была хорошая, светило ласковое солнышко. Второклассник Костя очень радовался,когда находил красивый грибок. После недавнего дождичка грибов было много. И боровики, и подберезовики, и моховички,и лисички. Красивые шляпки грибов манили издали. Мы уходили в лес все дальше и дальше. Наши корзинки заполнились. Мы огляделись. Место было совсем незнакомое. Переплетаясь ветвями, к небу поднимались высокие деревья. Тропинок не было. Ни одной. Мы попытались выбраться из леса, но ничего не вышло. Забрели еще глубже. Костя начал шмыгать носом. Я чувствовал себя хуже некуда. Заблудился! И Костю завел в чащу! Я стал припоминать все , что читал в учебниках и слушал (лучше слушать надо было!) на уроках про лес, про стороны свет, как ориентироваться в лесу, определять,где север. Вспомнил про мох на стволах деревьях ! Мох рос на стволах... со всех сторон. Внезапно потемнело. Небо затягивали черные тучи. Птичьи голоса смолкли и стало тихо-тихо. сверкнула молния, загремел гром. Дождь тут же хлынул, как из ведра! Мы спрятались под вывороченными корнями огромной сосны. Костя хотел спрятаться под деревом, ноя объяснил, что в грозу нельзя стоять под деревьями. Но в нашу пещерку все равно попадал дождь и мы вымокли. когда дождь закончился, мы выбрались из нашего убежища. Я стал думать, куда нам идти. И вдруг мы услышали лай, а потом к нам выбежала собака нашего соседа. Она бросилась к нам, радостно лая. Потом она отбежала, вернулась, снова отбежала. Мы пошли за ней. Очень скоро я увидел,что навстречу к нам идут наши мои родители, Костины мама и папа, соседи. Оказалось,мы плутали очень долго, и нас пошли искать. Дома нас даже не отругали. Все были рады,что мы нашлись. А соседской Лайке мама отнесла большую косточку с мясом.