Перед смертью Генрих 3 объявил Генриха Наваррского своим преемником, и 2 августа гугеноты провозгласили его королем Франции. Католики же не признали Генриха IV и избрали королем его дядю кардинала Карла Бурбона... Вскоре умер Карл Бурбон, и у католиков не осталось ни одного претендента на трон. Война продолжалась еще несколько лет. За годы войны Генрих проявил себя как храбрый воин, умный и дальновидный политик, и пользовался симпатиями у значительной части французов. Когда парижане узнали о возвращении Генриха в лоно римской церкви, они тут же поспешили в Сен-Дени приветствовать его как своего короля.К февралю 1594 г. Генрих был торжественно помазан на царство в Шартре
Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской Империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран, племен и государств. Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства, проповедуя любовь, всепрощение и всем понятные нормы социального общежития, веру во всеобщее счастье, равенство, добро. В средние века картина мира основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. Исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы. Неба и Земли, души и тела. В сознании человека эпохи средневековья мир виделся как арена противоборства добра и зла, как некая иерархическая система, в которой нашлось место и Богу, и ангелам, и людям, и потусторонним силам тьмы. При этом сознание человека эпохи средневековья было глубоко магическим. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий. Значение слова записанного и особенно звучащего было чрезвычайно велико. История культуры Средневековья — история борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства были сложными и противоречивыми. Но, несмотря на это, в течение всего периода развития европейской средневековой культуры происходили поиски смысловой опоры духовной общности людей.