Написанная в 1792 году Н. М. Карамзиным повесть «Бедная Лиза» относится к произведениям прозы сентиментализма, которая превыше всего ставила человеческие переживания и проявление чувств.
В произведении несколько персонажей: простая девушка Лиза, ее мать, молодой дворянин Эраст и повествователь. Сюжет строится вокруг истории любви между Лизой и Эрастом. Особенность этой истории заключается в том, что она описывает очень распространенную ситуацию в России 18 века, когда дворянин, используя свой статус, совращает девушку, находящуюся ниже его по положению в обществе, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести.
Лиза – крестьянская девушка, живущая в хижине с матерью. После смерти отца они обеднели и Лизе пришлось с юности много работать. Она трудолюбива и не жалеет себя ради блага своих близких. У нее очень доброе, чувствительное сердце, девушка стеснительна и робка. Первая встреча с Эрастом бросает Лизу в краску.
Образ Лизы в русской литературе стал показательным образом девушки из народа. Автор постарался стереть грань между сословиями, показав, что любить умеют не только барышни, но и крестьянки. Карамзин вложил в свое произведение острый социальный подтекст, подчеркнув невозможность союза между людьми из разных миров.
Но героиня все же влюбляется в молодого дворянина. А он, воспользовавшись ее наивностью, бросает девушку. К сожалению, он не смог пройти испытание любовью. Эраст отправляется на войну и проигрывает свое состояние, после чего женится на богатой вдове.
Лиза сводит счеты с жизнью, совершая самый страшный грех. Она обезумела от горя и не смогла жить после предательства. Важно, что автор не осуждает своих героев, а сочувствует им.
Эта повесть стала образцом сентиментальной прозы и положила начало целому пласту русской литературы.
Іван сила виріс серед чудової карпатської природи у великій родині. батько вирядив хлопця з дому, бо не міг прогодувати малолітнього богатиря, адже той їв за чотирьох. шукаючи долі в місті, іван ще з перших самостійних кроків зазнав неприємних пригод: у поїзді «легенько потряс» нахабу, синка начальника, заступився за міху голого, вокзального злодюжку, у місті знехотя переміг у вуличному бою знаного бійця. звичайно ж, такий хлопчина не міг не звернути на себе увагу тренера брякуса, який запросив хлопця до себе і вмовив тренуватися. брякус заборонив горянину за копійки тягати мішки на вокзалі, давав хлопцеві гроші, тренував, щоб той не зашкодив здоров’ю, виховував у ньому риси майбутнього чемпіона. загибель тренера вразила івана, адже хлопець знову залишився сам на сам із життям у великому місті, яке він не розумів. чесний, відкритий, благородний, іван ще не раз потрапляв у халепи, але завжди знаходив достойний вихід із найскладніших ситуацій. автор не погрішив проти закону жанру, адже в казках завжди перемагає добро і благородство.
Между знатными веронскими семействами монтекки и капулетти долгие годы царила непримиримая вражда. герцог эскал, правитель вероны, тщетно пытается восстановить мир. юный ромео монтекки не участвует во вражде. агрессия не свойствена его натуре. его двоюродный брат бенволио и друг меркуцио, родственник герцога веронского, стараются подбодрить юношу своими шутками. виртуозный острослов меркуцио может мастерски расшевелить любую компанию. он - лучший друг ромео. а в доме капулетти готовится весёлый праздник. меркуцио и бенволио уговаривают ромео пробраться вместе с ними на , надев маски. , племянник синьоры капулетти, узнает в ромео представителя враждебной семьи. синьор капулетти останавливает вспыльчивого . но ромео уже ничего не замечает. он не может оторвать глаз от девушки лучезарной красоты. это джульетта. она тоже чувствует непреодолимое влечение к незнакомому юноше. вскоре молодые люди узнают, какая пропасть их разделяет. глядя на звёзды, джульетта вслух мечтает о ромео. рискуя жизнью, юноша перелезает через стену в сад капулетти и там, стоя под освещённым , невольно подслушивает эти речи. ромео отвечает на них пылким признанием. под покровом ночи молодые люди друг другу клятву любви и верности и договариваются быть друг другу мужем и женой. ромео обращается к брату лоренцо, францисканскому монаху. лоренцо совершает брачный обряд в надежде, что союз джульетты и ромео сможет положить конец смертельной вражде двух семей. волей рока в тот же день лицом к лицу сталкиваются и меркуцио. из-под руки ромео смертельно ранит меркуцио. перед смертью меркуцио выкрикивает страшные слова: "чума на оба ваши дома". ромео бросается за , чтобы отомстить за смерть друга, и убивает его. от кормилицы джульетта узнаёт о смерти двоюродного брата и о решении герцога изгнать ромео из вероны. первая вспышка гнева побеждается бесконечной любовью к . все домочадцы семьи капулетти оплакивают , а джульетта оплакивает крушение надежд на счастливое будущее вместе с ромео. ночью джульетта и ромео были вместе. песня жаворонка предвещает приближение рассвета. юные прощаются. в спальню к джульетте входит синьора капулетти и сообщают, что через день назначено её бракосочетание с графом парисом. джульетта даёт решительный отказ, вызывая этим бурный гнев родителей. в отчаянии джульетта решает обратиться за советом к монаху лоренцо. лоренцо предлагает ей рискованный план: накануне свадьбы джульетта выпьет напиток, который погрузит ее в глубокий сон, похожий на смерть. тем временем лоренцо даст знать об этом ромео, тот проникнет в фамильный склеп капулетти и увезёт её в мантую. не медля ни секунды, джульетта соглашается. утро дня свадьбы оглашается криками кормилицы: "джульетта умерла! " родители сражены, потеряв единственного ребёнка. , слуга ромео, видит происходящее на кладбище и спешит в мантую, чтобы донести эту горестную весть до ромео. выслушав рассказ верного , ромео покупает у бедного аптекаря яд и тайно прибывает в верону. на кладбище ромео неожиданно сталкивается с парисом. в схватке ромео убивает париса, вставшего у него на пути. взломав двери склепа, он кладёт в склеп джульетты тело париса, выполняя его предсмертную просьбу. насмотревшись на свою драгоценную жену, к щекам и губам которой уже стал постепенно возвращаться румянец жизни, ромео обращается к покоящемуся рядом с просьбой о прощении. ромео в последний раз целует джульетту и выпивает яд. вошедший лоренцо с ужасом обнаруживает мёртвого ромео. проснувшись, джульетта узнаёт о случившемся. она не может допустить, чтобы её снова разлучили с . времени на раздумья нет, и, нащупав кинжал ромео, джульетта радостно хватается за него и решительно обрывает свою жизнь. над телами ромео и джульетты заключают мир главы семейств монтекки и капулетти, обещая воздвигнуть золотые статуи в память верной любви своих загубленных детей.
В произведении несколько персонажей: простая девушка Лиза, ее мать, молодой дворянин Эраст и повествователь. Сюжет строится вокруг истории любви между Лизой и Эрастом. Особенность этой истории заключается в том, что она описывает очень распространенную ситуацию в России 18 века, когда дворянин, используя свой статус, совращает девушку, находящуюся ниже его по положению в обществе, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести.
Лиза – крестьянская девушка, живущая в хижине с матерью. После смерти отца они обеднели и Лизе пришлось с юности много работать. Она трудолюбива и не жалеет себя ради блага своих близких. У нее очень доброе, чувствительное сердце, девушка стеснительна и робка. Первая встреча с Эрастом бросает Лизу в краску.
Образ Лизы в русской литературе стал показательным образом девушки из народа. Автор постарался стереть грань между сословиями, показав, что любить умеют не только барышни, но и крестьянки. Карамзин вложил в свое произведение острый социальный подтекст, подчеркнув невозможность союза между людьми из разных миров.
Но героиня все же влюбляется в молодого дворянина. А он, воспользовавшись ее наивностью, бросает девушку. К сожалению, он не смог пройти испытание любовью. Эраст отправляется на войну и проигрывает свое состояние, после чего женится на богатой вдове.
Лиза сводит счеты с жизнью, совершая самый страшный грех. Она обезумела от горя и не смогла жить после предательства. Важно, что автор не осуждает своих героев, а сочувствует им.
Эта повесть стала образцом сентиментальной прозы и положила начало целому пласту русской литературы.