Сон наделен функцией предсказывания последующих событий. Но это «предсказывание» нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцене сна. Увиденный сон — вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни» . Давний сон свой Гринев помнил всю жизнь. Какой же сон видел Гринев? Ему снилось, что он вернулся домой: «…Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише, — говорит она мне, — отец болен при смерти и желает с тобою проститься» . — Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его» . Я стал на колени и устремил глаза мои на больпого. Что ж?. . Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И ккакоймпе стати просить благословения у мужика? » — «Всё равно, Петрушка, — отвечала мне матушка, — это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит»… » Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц — все буднично, пичего символического в описанной картине нет. Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку» … Символическое в ней будет простонать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа — тогда родится догадка, что мужик с черной бородой похож на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил ело счастье с Машей Мироновой… Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа. Это становится особенно наглядвым в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить матери — подойти под благословение мужика. «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: „Не бойсь, подойд! под мое благословение… ”» Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже — уже не во сне, а наяву.
Самым добрым и милым, полным солнечного света и бескрайней, как море, любви, является для большинства людей слово «мама». в нем сочетаются ласковая забота, нежность, каждого человека всю его жизнь. всем, кому посчастливилось познать счастье материнской любви, слово «мама» кажется самым близким и дорогим. это слово всегда с нами с самых первых лет жизни, оно согревает в трудные минуты, поддерживает в отчаянии и не дает забыть о добром начале, которое есть в каждом из нас. «мама» - это дорогое, бесценное слово, символизирующее безграничную любовь и защиту. прекрасно и теплое слово «дом», оно драгоценно для любого, кто испытал на себе трудности дальних дорог, изгнание или суровую необходимость жить вдали от родного края. в слове «дом» объединяются такие понятия как уют, родственная поддержка, место, где каждому человеку всегда рады, где он волен чувствовать себя свободно, в полной безопасности, любви и понимании близких людей. «дом» – это святое понятие, и важно хотя бы время от времени возвращаться к этому истоку новых сил и вдохновения. гордое и величественное слово «родина» - оно дорого всем, кто искренне любит свой край, свою страну, город и даже двор, где прошли радостные детские годы. какой дорогой ценой давались свобода и независимость родины нашим предкам, как отважно шли они на смерть ради этого вечного понятия. в слове «родина» - верность и мужество, поклонение героям и непоколебимая твердость традиций. счастлив тот, кто всегда может прикоснуться к этому чудесному слову, кто чувствует его незримое тепло и покровительство. но невозможно полное счастье и процветание родины, если нет в ней драгоценного и важного слова «мир». ведь «мир» – это хрупкое и уязвимое слово, оно нуждается в нашей защите, и без него нет радости жизни на этой земле. так к слову «мир» необходимо относиться с трепетной бережностью, оно дорого каждому, кто знает, что такое война, гибель тысяч человеческих жизней и постоянный страх смерти. и лишь мир способен дать планете истинную цель, перспективу развития и стабильность.
головний герой цього твору - том. він - безтурботний школяр, неслухняний, інколи навіть грубий. у голові у нього завжди повно всяких дурних небилиць і капостей. том може прогуляти заняття в школі, граючись в лісі і уявляючи себе то піратом, то знаменитим розбійником робіном гудом. він навіть втікає з будинку, перелякавши і засмутивши цим тітку поллі. але цей хлопчик - великий мрійник і вигадник, сміливий, чесний, вірний в дружбі, не любить невірних, нечесних людей і наклепників. він бере провину дівчинки бекі, яка йому подобається, на себе, прагне повідомити тітку, що він живий, щоб не хвилювалася. на долю тома сойєра випадає багато пригод, серед них і небезпечних. але він разом зі своїм другом геком з честю виходить зі всіх небезпечних ситуацій, виявляє свої кращі якості, хоча і приносить своїм близьким багато турбот.
Какой же сон видел Гринев? Ему снилось, что он вернулся домой: «…Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише, — говорит она мне, — отец болен при смерти и желает с тобою проститься» . — Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его» . Я стал на колени и устремил глаза мои на больпого. Что ж?. . Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И ккакоймпе стати просить благословения у мужика? » — «Всё равно, Петрушка, — отвечала мне матушка, — это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит»… »
Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц — все буднично, пичего символического в описанной картине нет. Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку» … Символическое в ней будет простонать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа — тогда родится догадка, что мужик с черной бородой похож на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил ело счастье с Машей Мироновой… Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа.
Это становится особенно наглядвым в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить матери — подойти под благословение мужика. «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: „Не бойсь, подойд! под мое благословение… ”»
Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже — уже не во сне, а наяву.