сочинение: политическая элита
введение
политическаяэлита — немногочисленная,относительно привилегированная, достаточно самостоятельная, высшая группа (илисовокупность групп), в большей или меньшей степени , социальными и политическими качествами, необходимыми другими людьми и непосредственно участвующая в власти. люди, входящие в политическую элиту, как правило,занимаются политикой на профессиональной основе. элитизм как целостная системабыл сформирован в первой половине xx века работам таких ученых как в.парето, г.моски и р.михельса.
1. сущность политической элиты
слово «элита»в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное».в повседневном языке оно имеет два значения. первое из них отражает обладаниекакими-то интенсивно, четко и максимально выраженными чертами, наивысшими потой или иной шкале измерений. в этом значении термин «элита»употребляется в таких словосочетаниях, как «элитное зерно», «элитныелошади», «спортивная элита», «элитные войска», «воровскаяэлита» и т.п.
вовтором значении слово «элита» относится к лучшей, наиболее ценной дляобщества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особымикачествами ими. такое понимание слова отражало и феодального общества, элитой которого выступалааристократия. (сам термин «аристос» означает «лучший»,соответственно аристократия — «власть лучших».)
вполитической науке термин «элита» употребляется лишь в первом,этически нейтральном значении. определяемое в самой общей форме, это понятиехарактеризует носителей наиболее ярко выраженных политико- и функций.
одним изосновоположников теории политической элиты считается итальянский ученый г.моска. в 1885 г. он опубликовал статью «основы политической науки»(впоследствии она получила название «правящий класс»), в которойизложил свою политическую концепцию. в соответствии с этой концепцией обществоделится на два класса: класс правящих и класс . класс правящих хотяи составляет в любом обществе меньшинство, выполняет все основные политическиефункции, монополизирует власть, а следовательно, и те преимущества, которые онадает. класс , составляя основную массу населения в любой стране,является, однако, менее организованным и находится в подчинении у классаправящих, господство которого может носить как законный, так и насильственныйхарактер. моска еще не использовал термин «элита», а употреблялпонятия «правящий класс» и «политический класс».принадлежность к политическому (правящему классу) у г. моски определяетсятакими признаками, как богатство, происхождение, отношение к церковнойиерархии, личные качества, включая военную доблесть и владение . эти характеристики были выделены ученым на основе опыта.
необходимымсвойством правящего меньшинства, по его убеждению, является егоорганизованность и умение эффективно осуществлять властные полномочия наднеорганизованным большинством. г. моска увидел две тенденции, присущиеправящему классу, назвав их аристократической и демократической.
проявляется в том, что властью слои стремятся закрепитьсвое господство и передать власть по наследству. при этом наблюдается, повыражению моски, «кристаллизация» правящего класса, определеннаязастылость форм и методов , консерватизм. обновление правящего слояпроисходит весьма медленно. демократическая тенденция наблюдается тогда, когдав обществе происходят изменения в соотношении политических сил. правящий класспополняется наиболее способными к активными представителями низшихслоев общества. моска выделяет три способа, с которых правящий классзакрепляет и обновляет себя: наследование, выбор и кооптация. если правящийслой практически не обновляется, а в обществе созревают новые мощныеполитические силы, то начинается процесс его вытеснения новым правящимменьшинством. это происходит в результате политических революций, главнойфункцией которых должна быть замена неэффективного, выродившегося правящегокласса новым, более жизнеспособным.
В различные периоды развития науки на первый план может выступать одна из тенденций, но она ни в коем случае не исключает другую. Любая переоценка одной из тенденций в данном случае неизбежно приводит к метафизическим крайностям и опровергается в ходе развитие науки. Классики марксизма-ленинизма постоянно боролись как против одностороннего понимания интеграции, отрицания качественного своеобразия отдельных наук, которое на практике приводило к необоснованному распространению методов познания и закономерностей одной области действительности на другую (например, социал-дарвинизм) , так и против абсолютизации процессов дифференциации, основанной на принципиальном отрыве одних областей действительности от других, против преувеличения качественной специфики отдельных форм движения материи (например, отрицание связей между биологией и химией) .
Диалектический материализм выступает и против чрезмерной абсолютизации методов, применяемых в конкретных науках, и механического перенесения их на другую область знания (скажем, на познание социальных процессов) . Такая абсолютизация специфических методов познания столь же метафизична, как и абсолютизация отдельных форм движения материи. Опасность абсолютизации частных методов связана в настоящее время с громадными успехами в области познания физических явлений, обусловленными широким использованием математических методов, и со стремлением столь же широко внедрить математические методы исследования в область биологии, социологии, языкознания и т. п. В принципе это, конечно, здравая тенденция, необходимо только, чтобы в развитии данных наук сложились столь же благоприятные условия для математизации, как и в развитии физики. В противном случае использование математических моделей, формализация и т. п лишь создать видимость серьезного исследования или даже недопустимо упростить и тем самым исказить сущность познаваемых явлений.