Все мы ежедневно слышим эти слова – долг, честь, совесть. «Совесть не позволяет», «долг обязывает», «честь имею» - можно привести множество примеров из повседневной жизни. Но часто бывает так, что входя в привычный обиход, слова эти теряют свою ценность. Люди уже не придают им должного значения, не задумываются над их смыслом. Так что же такое в действительности «долг», «честь» и «совесть» и каково их настоящие значение для человека? «Долг – круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения; нравственно аргументированное принуждение к поступкам. Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.» Так гласит словарь. Вообще, понятия совесть, честь и долг тесно связаны друг с другом. Моральные качества и принципы человека порождают чувство ответственности за свои поступки и, следовательно, обязательства их выполнения. Но в другой словарной статье автор пишет, что честь – не только мораль, но и репутация человека. А что так не делает репутацию человека, как его поступки? Таким образом, круг замыкается. Значение чести, долга и совести часто рассматривались многими классиками русской литературы. Ярким примером может служить повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», через которую красной нитью проходят понятия чести и долга перед обществом, близкими, собой.
Конечно, сейчас чувства чести, долга и совести выражаются людьми не так ярко. В наши дни мало кто например, погибнуть за свои идеалы на дуэли. Но это не значит, что в современном мире не осталось места для честных, совестных поступков. Сегодня человек все еще помнит о своем долге перед обществом, близкими и, в первую очередь, перед собой.
В данном высказывании автор поднимает проблему особенностей процесса социализации в обществах различного типа. Подтверждая правоту слов Робертсона, необходимо вспомнить одну из типологий общества, а именно деление на простые и сложные. Критерием выделения этих типов является сама структура природы. Процесс социализации в таком обществе был достаточно простым: людям необходимо было усвоить общее, одни для всех, социальные нормы.
Со временем структура общества усложняется. Оформление частной собственности привело к резкому расслоению и дальнейшему усилению социального неравенства. Одни богатели, другие беднели. Возникает необходимость закрепить положение одних юридически, то есть законами. Формируется аппарат управления, армия, а это приводит к становлению государства. В таком обществе у каждой социальной группы свое предназначение, которое охраняется традициями, обычаями и правовыми нормами. Вспомним выражение: «Одни молятся, другие – воюют, удел третьих – трудиться».
В чем же особенности социализации в данном обществе?
Сложная структура общества требует более сложного процесса социализации. Человек усваивает не только общепринятые социальные нормы, но и те нормы, которые межгрупповому общению. А таковыми в большей степени выступают правовые нормы, исходящие от государства и охраняемые им. Сложными по своей сути являются и традиционное общество и современное. Но процесс социализации в них имеет свои особенности. Например, в традиционной Индии представитель касты должен был знать и нормы поведения своей другой группы, дабы не оказаться изгоем, вследствие нарушения религиозных представлений.
В современном обществе в процессе социализации ведущую роль играет образование, длительность которого имеет тенденцию к увеличению. Для достижения определенного статуса человеку необходимо учиться всю жизнь, а это достаточно сложно. В простом обществе набор социальных ролей определен, а в современном сложном обществе при наличии свободы выбора круг осваиваемых человеком ролей расширяется, изменяется, что стократ усложняет процесс социализации.
Таким образом, И. Робертсон безусловно прав, что процесс социализации в разных обществах протекает неодинаково.
Выдающаяся личность. Я считаю,выдающимся человеком И.Н.Кожедуба.Он родился,в семье бедного крестьянина,учился в химическом техникуме.Пошел на военную службу сам,и поступил в авиационное училище.Он готовил,военных летчиков которых отправляли на фронт.Иван Никитович,всегда мечтал сам оказаться на фронте,но командирование не отпускало его.Но вскоре,он добился своего и его отправляет на фронт,рядовым летчиком истребителем.Вскоре,он был назначен командиром звена,за отвагу в боях.Он сражался в 120 воздушных боях,и смог подбить целых 62 вражеских самолета.Он трижды,получал героя советского союза.После великой отечественной войны,посветил свое время,и работал с молодежью.И написал,книгу о своей жизни(Службе Родине) Если понравилось ставь отзыв.Писал,сам.
Все мы ежедневно слышим эти слова – долг, честь, совесть. «Совесть не позволяет», «долг обязывает», «честь имею» - можно привести множество примеров из повседневной жизни. Но часто бывает так, что входя в привычный обиход, слова эти теряют свою ценность. Люди уже не придают им должного значения, не задумываются над их смыслом. Так что же такое в действительности «долг», «честь» и «совесть» и каково их настоящие значение для человека? «Долг – круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения; нравственно аргументированное принуждение к поступкам. Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.» Так гласит словарь. Вообще, понятия совесть, честь и долг тесно связаны друг с другом. Моральные качества и принципы человека порождают чувство ответственности за свои поступки и, следовательно, обязательства их выполнения. Но в другой словарной статье автор пишет, что честь – не только мораль, но и репутация человека. А что так не делает репутацию человека, как его поступки? Таким образом, круг замыкается. Значение чести, долга и совести часто рассматривались многими классиками русской литературы. Ярким примером может служить повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», через которую красной нитью проходят понятия чести и долга перед обществом, близкими, собой.
Конечно, сейчас чувства чести, долга и совести выражаются людьми не так ярко. В наши дни мало кто например, погибнуть за свои идеалы на дуэли. Но это не значит, что в современном мире не осталось места для честных, совестных поступков. Сегодня человек все еще помнит о своем долге перед обществом, близкими и, в первую очередь, перед собой.